web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Беседы при полной луне

     Ни одна история, ни одна культура не обошлись без мифотворчества. Как ни крути, а миф — детство, колыбель человечества. Из искры мифотворчества и попытки объяснить близкое и доступное взгляду и запылал костер народной фантазии. В любой деревне вам порасскажут столько странного и невероятного, что и поневоле поверишь в чудеса. Горазд народ наш «рассейский» сказки да лапти плести, быль с небылью смешивать. А все нет-нет да и уловишь в словесной вязи рокот далеких времен…

«Слушай, товарищ!..»

     Зимний вечер в починке, от которого и осталось-то всего два дома. Топлю печь, готовлю немудреный ужин. На улице деревья трещат от мороза, волчья луна висит над замерзшим прудом. Тук-тук — ага, сосед пожаловал на стакан чаю да сигаретку. Значит, точно, без местных страшилок не обойдется.
     — Слышь, Серег! А вот у соседней деревни Варни место заколдованное есть. Трактористы говорят, заглушишь трактор, так ни за что потом не заведешь. А один мужик варнинский пахал там всю ночь, уморился да и решил хоть немного вздремнуть. Только глаза закрыл — слышит шум какой-то. Из лесу выходит огромного роста, ну прямо с елку, человек и говорит ему так ласково…
     — На каком языке-то говорит? — спрашиваю я собеседника.
     — А? — вздрагивает он, — ну на удмуртском, конечно. Ты, говорит, сынок, на нехорошем месте остановился. И чудно, трактор сразу же завелся. А человек тот снова в лесу скрылся.
     …И снова разговор крутится вокруг странностей близлежащей деревни Варни, про которые и я уже наслышан немало. Ох не раз встречались в окрестностях запоздалому прохожему белые прозрачные люди и блуждающие огни. Народ, знай, судачит, что не иначе как привидения это, а огни показывают место, где выходят они из-под земли. Что ж, странностей здесь и вправду хватит. А уж учитывая древний возраст деревни — 350 с лишним лет, — к местным преданиям поневоле испытываешь уважение. Да и как не испытывать, если возле деревни еще более древние городища и могильники, которым все пятнадцать веков будет.
     А сосед мой, глотнув горячего чаю и покосившись в окно на луну, начинает рассказ о том, как над нашим прудом как-то видели местные жители летающую тарелку, ссылается на выросшего здесь учителя из райцентра: «Ты спроси у Ильича, спроси!» Что ж, и спрошу.
     Ветер в трубе поддакивает неторопливой беседе, кот жмурится на огонь в печи. Я-то уже дома, а соседу от меня еще метров триста под ночным холодным ветром возвращаться к себе, оглядываясь на луну — волчье солнышко. А я и сам уже увлечен игрой в «кто кого напугает». Вот и начинаю ему плести узоры для будущего кошмарного сна: про леших и водяных, древние клады и кровожадных разбойников, про ведьм и колдунов…
     — Это что, — говорю ему я, — а вот я тебе расскажу. Давно это было, еще при царе Горохе, когда и людей-то на земле было трохи.
     Но только начинаю я рассказ, как собеседнику уже домой пора — коварный замысел мой не осуществился. Значит, одному мне ночью вздрагивать от малейшего шороха и со сна поглядывать в окно за перемещением луны.

На большой дороге

     А и вправду, давно это было — еще в те далекие времена, когда помахать кистенем на большой дороге и грехом-то большим не считалось. Чего там, замолим как-нибудь! Дорог же через удмуртские земли немало и тогда пролегало, один Сибирский тракт чего стоил. Да и рек судоходных хватало здесь, взять те же Каму и Вятку. Разбойником же стать в России ох как просто было. Вот и сказывались в нетях, бежали от бар да солдатчины, от судов да поборов, от чужой веры да нищеты. Загляните в русскую классику: в любом историческом романе среди героев непременно и разбойника встретите. О некоторых из них рассказывают до сих пор и в Удмуртии.
     Сгинули, канули во времени эти благородные или, наоборот, кровожадные герои. А время вдруг опять переменилось, и вот они снова орудуют на большой дороге, останавливая уже не припозднившегося купца или обоз с «золотухой» (царской казной), а больше-грузные автомобили. Не пошли впрок уроки, полученные местными атаманами Коршуном, Гурькой, Петухом, от которых даже родные, бывало, отказывались. По одной из версий, того же Петухова порешила родная сестра, а на убийство ее подговорило общество. Глядит Петух однажды в свою книгу: «Ах, сегодня мне смерть! Только не знаю, откуда она придет». А за спиной его сестра топором уже замахнулась.
     Петуха частенько путали с Гурькой, а то и отождествляли их. Сохранилась иная версия гибели обоих Гурек. Во время облавы разбойники скрылись в избе и начали отстреливаться. Пробовали эту избу поджечь, да успели тати подложенную солому заговорить, никак она не загоралась. Но повезло царским слугам и окрестным крестьянам — глядь, мимо мужик едет с возом сена. Сено тут же было куплено. Заговорить его лихие молодцы не успели. Так что сгорели вместе с избой. Может, оно и к лучшему, все не по Сибирскому тракту кандалами звенеть.

На фоне вечности

     Да что мы все о плохом да страшном! О вечном тоже иногда подумать надо. О древних языческих богах и героях написано немало, но ведь и христианство дало огромный пласт легенд и преданий. Стоит только полистать жития святых — в каждом чудеса отыщутся. И мнится мне, что многое из описанного — правда.
     Местная, вятская история не является исключением, чудесного и загадочного в ней достаточно. Только не все загадки еще разгаданы, не зря же русский историк Н. Костомаров отметил: «Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ея». Много неясного в появлении первых русских поселенцев на вятской земле, в их взаимоотношениях с местными жителями, да не о том сейчас речь. Вот вам «Повесть о явлении иже во Святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийского…» Между прочим, явление образа великого чудотворца было «Вятской страны жителю Великорецкия веси». Культ Николы до сих пор очень распространен в России, в том числе и в Удмуртии (вспомните хоть Николаевскую церковь в Вавоже). И не случайно в 1556 году обретенная икона была доставлена в Москву. По приказу царя Алексея Михайловича позже в столицу вывезли и икону Спаса Вятского, в честь которой и названы главные ворота и башня Московского Кремля.
     О жизни, подвигах и чудесах преподобного Трифона Вятского рассказывает его житие. Имя этого святого особо значимо было в Вятской губернии, в том числе и в удмуртских уездах. Над мощами святого неоднократно были зафиксированы случаи чудесного исцеления. В Удмуртии также есть святыня, связанная с архимандритом Трифоном. В Балезинском районе, в Каменном Заделье еще в 1909 году срубили деревянную Трифоновскую церковь. Стоит она возле источника, вода которого, как говорили местные жители, излечивала от трахомы — тогдашней беды удмуртов. Предание гласит, что этот источник забил в том месте, куда святой Трифон забросил камень. Тогда же здесь и поставили часовню — предтечу нынешней Трифоновской церкви.
     Но вятские (в том числе и удмуртские) духовные ценности значимы не только с точки зрения местной истории. Тот же святой Трифон отшельничал и проповедовал в пермских лесах, а первый вятский монастырь начал строить по благословению митрополита Антония и царя Ивана Грозного. Будущий святой исцелял и просвещал людей в Великом Устюге и Сольвычегодске, на реках Двине и Виледи, бывал в Соловецком монастыре. И житие его читали не только в Вятской губернии. Да и как иначе, коль вятская, удмуртская история является неотъемлемой частью истории российской.

Своя история

     В тех селах и деревнях Удмуртии, где еще сохранились древние храмы, о них сложено немало легенд. Бывая в древнем селе Водзимонье, что в Вавожском районе, неоднократно слышал я и о подземных ходах, ведущих от Вознесенской церкви, построенной более 170 лет назад. Рассказывали мне и о трагической судьбе местного священника, заподозренного в годы войны в шпионаже.
     В Дебесах до сих пор вспоминают, как весной 1962 года ломали уже закрытую Троицкую церковь. Ломала ее на кирпичи бригада шабашников — татар из Глазовского района. Но был в бригаде и один русский паренек — он и погиб, упав со свода во время работы. Дебесские так и говорят: «Один православный был. Бог его и наказал». Подобные рассказы почти всюду сопровождают разрушенные храмы.
     Ломать — оно, конечно, не строить. Не абы как и не абы где строил православный народ церкви. В селе Июльском Воткинского района сохранилась легенда о храмовом месте. Проезжая монахиня посоветовала крестьянам строить церковь там, где в июле выпадет иней. Почесали мужики головы в раздумье, но решили подождать июля. И ведь выпал иней в разгар лета. Почти полтора века назад это было.
     Практически у каждого храма в Удмуртии была своя святыня: редкая икона, древнее евангелие, старинная обрядовая утварь… В Вознесенском храме села Перевозное, что в Воткинском районе, хранится деревянное скульптурное распятие с Предстоящими — Богородицей и святым апостолом Иоанном. Среди местных жителей до сих пор существует предание об этом. Один из купцов заказал это распятие для своей церкви, но работа чем-то ему не понравилась. Вот он и пустил распятие по Каме, уверенный, что оно обретет нового хозяина. Деревянные скульптуры, стоя, против течения приплыли к деревне Паздеры. Там они и хранились в местной церкви. При создании Воткинского водохранилища из места затопления верующие перенесли святыню в село Перевозное. Эту святыню народ считает чудотворной, поскольку не один случай исцеления сегодня уже известен.

«А мне опять приснился крокодил зеленый»

     Ижевск также не обделен легендами и преданиями. Будьте покойны, краеведы и любители истории поведают вам и о странностях, творившихся при строительстве заводской плотины, и о зарубленном пугачевцами командире завода полковнике Венцеле, чьи косточки до сих пор омывает Полковницкий ключ, и о языческих капицах, находившихся когда-то неподалеку, и о полузасыпанных подземных ходах или кладах…
     А то более ста лет назад заговорили о «крокодиле, который обитает в бездонном омуте Карлутки» (цитата из «Вятских губернских ведомостей за 1899 год). То-то шуму было.
     Вроде бы курьез, но, разглядывая изображения пермского звериного стиля, поневоле задумаешься. Казалось бы, фауна наша уже досконально изучена, а ведь всякое рассказывают охотники, рыбаки и ягодники о встречах со странными тварями. Подобные случаи зафиксированы и в Пермской области, и в республике Коми, и в Мордовии… Ну а как вам запись псковского летописца, сообщившего потомкам, что «изыдоша крокодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша»? Да и о Чертовой яме, что на Ижевском пруду за Воложкой, чего только не рассказывают — кто видел там гигантскую щуку, а кто и целого крокодила. Гадай еще сто лет, народ ижевский!

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz