web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Золотая загадка

     «Он уже понял, кто перед ним. Именно такой облик и рисовал один из вариантов старинной легенды… Явная древность, похожа скорее на каменных баб, разбросанных по южным степям, только золотая. Выпуклый живот, раскрытый как цветок, там виден ребенок, а у него в утробе — еще один, совсем уж маленький…»

Александр Бушков «След пираньи»

     Давно это было, много лет тому назад. Старики еще от своих дедов слышали, а те в свою очередь от тех, кто прежде их жить начал. В любой деревне, в селе найдется такой человек, что себя не пожалеет, дабы любопытство свое удовлетворить, по миру вдоволь пошататься, посмотреть, где и как люди живут. Не удержит дома таких людей ни хозяйство, ни жена с малыми детьми — да и есть ли все это у них? Уйдет непоседа то на Каму с Волгой бурлачить, то в рыбную ватагу на Хвалынском море наймется, то на Кавказе объявится или в неметчину подастся, а все лучшей доли что-то не видно, знать, хорошо там, где нас нет.
     Вот и собралась кучка таких непосед-авантюристов на реке Чепце, чтоб в дальние края отправиться — аж за Уральские горы. Не деньгу зашибить думали странники, не место для жизни получше приискать. Отправились они в сибирские края поглядеть на Золотую Бабу, поклониться ей да милости попросить. Были среди паломников удмурты из Глазовского, Слободского и других уездов Вятской губернии.
     Паломничество — дело святое, вот и одного из них в удмуртской деревне честь честью в дорогу снарядили: по копеечке-другой денег собрали, лаптей несколько пар сплели, одежонкой снабдили. Ну и, конечно, наказ дали: пусть, де, у Золотой Бабы милостей и для деревни вымолит, не все ж о себе одном думать.
     Снег по весне растаял, вода сошла, пора и в дорогу. Отправились странники от родной Чепцы, от вятской земли на восток. Долгим был их путь, не одну пару лаптей стоптали, не раз с опасностью сталкивались. Год минул, другой к закату пошел, тогда только и вернулся в родную удмуртскую деревню герой наш. То-то расспросов было про дальние края, другие народы, иных богов. Не обошлось и без угощения. И уверял тот мужичок, что повидал Золотую Бабу, попросил у нее милостей для своего мира, своей деревни, даже ночевал он неподалеку от святыни. Кто его знает, правда ли, поди, проверь слова его.
     Древнюю эту легенду записал в удмуртской деревне еще в шестидесятые годы Сергей Леонидович Ружевский — коллекционер фольклора из города Слободского. Работал он инспектором районного отдела народного образования и во время командировок немало записал народных преданий, легенд, песен в удмуртских селах и деревнях.

«Мы всё надеялись на чудо…»

     Катится себе времечко потихоньку, многое забывается — иная власть, иные обычаи на дворе. Да все новое, говорят, это хорошо забытое старое. Вот и про Золотую Бабу снова вспомнили, да не кто-нибудь, а сочинители остросюжетных романов-боевиков. Много вокруг древней святыни стрельбы и трупов нагромождено в произведениях того же красноярского писателя Александра Бушкова. А ведь и сам я, бывает, охотно их почитываю. Еще бы, уж так человек устроен, что помимо хлеба-кваса необходима ему в жизни хоть капелька таинственного, загадочного, чуда, умом непостижимого. Да и как можно понять божество, пусть и полузабытое?!
     Золотая Баба святыней не для одного народа стала. Как вы уже поняли, когда-то весьма значима она была и для удмуртов, хоть и отделяли удмуртские уезды Вятской губернии от святилища Золотой Бабы тысячи километров. Так что ж их связывало?

Далеко от Чепцы

     Язычниками были предки современных удмуртов, а кое-кто из них и ныне своим древним богам поклоняется. Вольному воля, как говорится… Все мы из языческой колыбели вышли, многие языческие отголоски и теперь встречаются у православных.
     Еще несколько веков назад древние картографы современные территории Удмуртии и Пермской области обозначали на картах одних словом — Пермия. От древних обитателей пермской земли и пошли народы коми, удмуртский и другие. А времечко-то все тик да тик, потянулись сюда за лучшей долей русские переселенцы: поначалу новгородские ушкуйники, со времен патриарха Никона — раскольники. Все сложнее стало удмуртам придерживаться веры в своих богов. Еще под 1398 годом Новгородская летопись рассказывает о заслугах пермского епископа Стефана: «Сей научи Пермскую землю вере Христове… а прежде клянилися зверем и деревом, воде, огню и Златой Бабе».
     От древнерусских летописей мало чем отличаются свидетельства иностранцев. В своем «Трактате о двух Сарматиях», вышедшем в Кракове в 1517 году, польский ученый Матвей Меховский сообщал: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию стоит большой идол Золотая Баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему…»
     О Золотой Бабе сообщали также и другие ученые и путешественники: А. Дженкинсон, А. Вид, С. Гербер-штейн… На многих картах Московии того времени можно встретить и различные изображения этой святыни местных народов, где Золотая Баба предстает то в виде женщины с рогом изобилия, то просто женской статуей, то почти Мадонной с ребенком на руках.
     Если на картах XVI века Золотая Баба помещена на северо-востоке московской земли, то позже ее изображение сдвигается все более и более на восток. В одной из своих статей знаток этого вопроса М. Косарев отмечает: «На самых ранних картах ее помещали в Пермии…» По мнению известного русского ученого князя Н.С. Трубецкого, в то время Золотая Баба отождествлялась с удмуртским божеством Кылдысин. Заглянув в удмуртско-русский словарь, я обнаружил, что слово кылдыны переводится как возникнуть, появиться, зародиться. В языческой религии удмуртов это божество следует сразу за главным богом, творцом неба, постоянно живущим на солнце — Инмаром. В своей работе «Христианство у вотяков», вышедшей в 1892 году в Вятке, П.Н. Луппов писал: «Вторым божеством является Килдысин, или Му-Кылчин — это творец, промыслитель земли». Между прочим, в современном словаре слово кылчин переводится как ангел.
     К XVIII веку удмурты уже начинают принимать христианство, древняя их религия от близкого соседства русских поселенцев также потихоньку претерпевает изменения, забываются некоторые обряды… Одна из точек зрения — Золотую Бабу переносили все дальше и дальше на восток именно в связи с христианизацией удмуртско-пермских земель, когда «мраком идольским одержимые пермяне света истинны евангельской благодати божией бежаша в сия полунощные страны» (цитата из православного миссионера Григория Новицкого).

Долгий путь

     Перекочевав из Перми за Уральский хребет, Золотая Баба не перестала быть святыней, но уже для других народов. Сибирская летопись отмечала, что хранилось божество поначалу в районе Оби. Подтверждают это некоторые старинные карты и редкие свидетельства очевидцев. Сорни-Эква (Золотая женщина) и Сорни-Най (Золотая владычица) — так называли статую в народе манси, принадлежащем, как и удмурты, к финно-угорской языковой группе. Н.С. Трубецкой считал, что у манси Золотая Баба изображала Калтась — жену верховного бога Нуми-Торуми. Хранили святыню от взгляда чужаков, жадных до золота, как зеницу ока. Знать потому так часто менялось место хранения Золотой Бабы. Фламандский картограф Геральд Меркатор еще в 1595 году поместил ее в устье Оби, на юге полуострова Ямал, за Полярным кругом. Побывала святыня, по мнению знатоков, и у белогорских хантов. Как бы то ни было, но не добрались до Золотой Бабы ни лихие люди Ермака, ни христиане миссионеры, мечтающие, как тот же Григорий Новицкий, найти и уничтожить чужое языческое божество.
     Затерялись в таежных дебрях следы золотой статуи божества, о котором еще долго, из поколения в поколение рассказывали легенды и предания удмурты, ханты, манси, сибирские татары, русские… Ясно одно: в языческом пантеоне разных народов Золотая Баба олицетворяла изобилие, плодородие вообще и деторождение в частности.
     О Золотой Бабе до сих пор спорят этнографы, историки, археологи, все еще на ее поиски отправляются охотники за сокровищами и просто искатели приключений. Неясно, куда подевалось языческое божество, но неясно, и откуда оно появилось. Одни ученые полагают, что это статуя Мадонны с младенцем, неведомым путем оказавшаяся поначалу в Пермии, а затем в Сибири. Ничего удивительного в этом нет. Кое-кто из ученых издавна считал, что предки венгров — сибирские угры — участвовали в походе Алариха на Рим. В сочинениях Юлия Помпония Лэта говорится о том, что часть угров осела на Дунае и образовала свое государство, а другая часть «вернулась на родину, к Ледовитому морю и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». М. Косарев в одной из своих статей утверждает, что ханты и манси, подчеркивая значимость своей веры, нередко называли медные или бронзовые культовые предметы золотыми.
     Кто-то считает, что Золотая Баба появилась у нас из Ирана. Автор книги «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» (Якутск, 1941 год) М.М. Алексеев предполагал, что Золотая Баба — это «статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме обретает женский образ Гуаньин — богини милосердия. Чтили ее очень высоко, как великую Матерь Мира» (цитата из статьи В.Б. Неймана). Кстати, ученый-геолог В. Нейман не исключал, что в Центральную Азию статуя попала с давно погибших арктических островов, где была древняя цивилизация.
     Что ж, тайна до сих пор не разгадана. Да и вряд ли когда-нибудь человек придет к ее разгадке. Не случайно же поэт заметил, «нет объяснения у чуда, и я на это не мастак».

* * *
     “Этот идол… есть статуя в виде некоей старухи, которая держит в утробе сына, и будто там уже опять виден ребенок, про которого говорят, что он ее внук”.

Австрийский посланник барон С. фон Герберштейн

* * *
     “Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать или куда перекочевать, и идол сам (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются”.

Надпись на карте англичанина А. Дженкинсона

* * *
     “И оттоль придоша на Обь и видеша много пустово места и жилья мало, и присташа на Белогорье; ту бо у них мольбище болшое богыне древней: нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих и дающе ей остатки во всяком промысле… Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни”.

Сибирская (Ремезовская) летопись о ближайшем сподвижнике и друге Ермака атамане Богдане Брязге

* * *
     “Ныне во время сие, егда искоренящеся идолобесие, сохраниша сего истукана и унесоша в Конду, откуда же и Кондийским нарекоша”.

Православный миссионер Григорий Новицкий

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz