web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

С волками жить...

     Вот он и кончился, покой!
     Взметая снег, завыла вьюга.
     Завыли волки за рекой
     Во мраке луга.

Николай Рубцов

     В мифологическом сознании европейского человека издавна особое место занимает волк. И то, Европа в былые времена была более лесистой, нежели ныне, а уж про наши родные края и говорить не приходится — сплошная таежная глушь. Ну а кто в той глуши бал правил, так это тоже известное дело. Знать, потому уже и в произношении схожи древнерусский «вълкъ», словенский «volk», сербский «вук», английский и немецкий «wolf».
     XIX век на дворе, леса наши давно поредели, хищников заметно поубавилось, а все нет-нет да и повстречается человек с лесной жутью и нечистью. Кому-то, может, и повезет — волк он и помочь иногда может, как Ивану-царевичу в русской сказке. Только чаще бедному зверю отказывают в уме, как в удмуртской сказке «Голодный волк». Дурачит человек сам себя, забывая о том, что хищник этот умный, хитрый, опасный и жестокий. Вот и прет напрямую через лес Красная Шапочка, и три поросенка весело распевают про то, что не боятся они волка, и семеро козлят открывают волчаре дверь. Ну а просматривая мультсериал «Ну, погоди!», я поневоле представляю встречу экранных героев где-нибудь в чащобе леса. И все явственнее в голове моей звучит пробивающийся со старой пленки голос Высоцкого: «Идет охота на волков»…

Нападение на Тольён

     Если вы думаете, что виноваты в мрачной славе волка охотники, то глубоко ошибаетесь. Любой деревенский житель, особенно в былые годы, если и не сам лично сталкивался с этим зверем, то уж о его «подвигах» был наслышан от других людей. «Прибежал в деревню голодный волк», — так начинается удмуртская сказка. «Так то сказка!» — возразит кто-нибудь. А вот вам и быль.
     В старый мой дом среди лесов заехали переночевать знакомые рыбаки. Засиделись под чаек, разговорились. Ильич, учитель из райцентра, выросший в этой заброшенной деревне, где и обитал я, вспомнил военные и послевоенные годы.
     Как уж волки чуют беду человеческую — не знаю. В военные годы расплодились они в невероятном количестве. Объяснение, впрочем, одно есть. Все мало-мальские охотники оказались на фронте, оставшиеся же в тылу были слишком заняты работой — тут уж не до охоты. Пока лето да осень — еще туда-сюда. А вот под весну от волков колхозам житья не стало.
     Напротив моего дома, на другом берегу Чепцы, на самой горе привольно раскинулась деревня Тольён. В переводе с удмуртского, между прочим, слово это означает «зимовище», то есть место отдыха охотников. Охотники в ней и поныне есть, а тогда, в сороковые годы, повывела их война. Вот и стали волки частенько наведываться в Тольён. Однажды целая волчья стая проникла ночью в колхозный телятник и передушила 150 телят. Известное дело, волк — зверь жадный. Все, как в анекдоте: что съесть не могу, то надкусаю. Да вот только колхозникам было вовсе не до смеха, а сторож телятника, по рассказам стариков, и вовсе с горя повесился. По тем временам ожидал его немалый срок, а если задуматься — что он мог сделать один, против волчьей стаи?

Среди бела дня

     В последние два-три года в местах этих волков не видно. А вот еще в 1996 году дом мой оказался на границе двух волчьих стай, и к нему регулярно захаживали то одни, то другие.
     До сих пор помню дикий вопль нашего кота, грохот, с которым сиганул он в сенное оконце. Уже в доме кот первым делом кинулся к окну и долго всматривался в осеннюю ночь. Шерсть его буквально вздыбилась, дрожал весь, бедолага. И только утром, выйдя умываться на пруд, мы поняли его страх. На мокрой земле отчетливо видны были свежие волчьи следы.
     Знакомый пасечник, обитавший в этом же доме за пару лет до нас, рассказывал, что волки подходили не только по ночам. Однажды, чиня мотоцикл, почувствовал он чей-то взгляд. Оглянулся, а в метрах десяти стоят три волка, любопытствуют. Пока крикнул из дома брата с ружьем, пока сам первую попавшуюся железяку в руки схватил, волки неторопливо развернулись и пошли себе степенно восвояси.

На собственной шкуре

     Пятнадцать лет уже прошло, а как вспомню, так вздрогну. Работал я в то время сельским учителем в Каракулинском районе. Дело перед самым Новым годом было, возвращался я в свое село от родителей из Ижевска. Настроение великолепное, в сумке на праздник припасены коньяк, шампанское и палка полукопченой колбасы, что по тем антиалкогольным и дефицитным временам было ох как круто. Автобус в Каракулино прибывал уже ближе к сумеркам. Ну да дорога известная, пурги не предвидится, топ да топ — глядь и отмахал незаметно четырнадцать километров.
     И осталось-то всего километр пройти, вот она — горка, а под ней в низине и село Кулюшево — не знаю лучшего. Вот тут-то совсем неподалеку в темноте поля раздался вой. Это сейчас я, похихикивая рассказываю. А тогда аж присел от страха. Тут же в голове пронеслось: совсем недавно у учительницы из соседнего села сына волки разорвали в леске, одну телогрейку только и нашли, говорят.
     Думаю, никогда я так быстро не бегал, как в тот вечер на проселочной дороге в Каракулинском районе. Хорошо, до села совсем недалеко было. Ну а вбежал на горку — внизу уже деревенские шумы, электрический свет. Скатился я кубарем в село, отдышался, закурил еле-еле — ручонки-то трясутся. И обидней всего стало мне от мысли, что ни за грош пропасть могли с таким трудом добытые коньяк и колбаса. Так и брел я до дома, отхлебывая из горлышка праздничный напиток и закусывая его праздничной же колбасой. У коллеги, с которым жил я под одной крышей, глаза от удивления на лоб полезли, когда он увидел меня в таком виде. Но и он подтвердил, что повод для праздника несомненный — жив, слава Богу!

На живца

     И опять же слава Богу, не мне одному везло. Между Ижевском и Агрызом, неподалеку от автомобильной трассы, есть заполненные водой карьеры, где любят пытать удачу рыболовы. Вот и герой наш отправился в марте на подледную рыбалку. Солнышко светит, весной пахнет, а он и не замечает ничего — знай, таскает да приговаривает: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» Вспомнили, наверное, сразу сказку про незадачливого волка-рыболова? Вот и наш герой накликал на свою голову.
     Решил он перекурить, зашарил по карманам, глаза наконец от лунки поднял. А к нему по льду, не торопясь, вереницей идут три, нет — четыре, а может, шесть волков. Март — время для волков голодное, только сомневаюсь я, что их рыбка интересовала. Сигаретка у нашего рыбака от губы отклеилась да в лунку с шипением свалилась. Какая уж тут рыбалка! Спасаться надо или жизнь подороже продавать. Ухватил наш рыбачок коловорот покрепче, нож перочинный приготовил — вот и все оружие. А волки все ближе и ближе…
     Как мои коллеги пишут в таких случаях: вся его жизнь промелькнула перед глазами, маму он вспомнил, жену — будущую вдову представил, детей-сирот. И приготовился отбиваться. А волки вдруг замялись, остановились. Ничего рыбак не поймет. И тут неожиданно за его спиной захлопали выстрелы. Естественно, растерялся мужик — это еще что такое? На его счастье по шоссе ехала машина ДПС, вот милиционеры случайно и увидели волков, трусящих к одинокому рыболову. Жалко им стало мужика, достали они свои табельные «макаровы» и спугнули хищников.
     Самое удивительное, волки и не подумали далеко убегать — ушли из зоны поражения пистолета и выжидают, чем там у людей дело кончится. Милиционеры мужика волоком в машину втащили и вон с этого волчьего карьера. Рассказывают только, минут пятнадцать не могли они разжать рыбацкие пальцы, вцепившиеся в коловорот. Ну и кто не согласится, что повезло мужику отчаянно?!

«Только били нас в рост из железных стрекоз»

     У Высоцкого, кроме «Охоты на волков», есть и другая песня на ту же тему — «Охота с вертолетов». Известно, что еще В.И. Даль отметил, что «на волка, по общему закону, охота всегда и всюду дозволена». Заглянул я в «Пособие для охотника» 1963 года издания, а там черным по белому: «Наиболее добычливыми и эффективными способами истребления волков считается стрельба их с самолетов и истребление весной на логовах». На смену самолетам, впрочем, тогда же уже приходили вертолеты. Вот об этой жестокой охоте и будет следующий рассказ, услышанный от одного из друзей.
     Летят себе охотники, добычу высматривают. Ба, одинокий волк убегает по широкому лугу. Место удобное, просторное, только посередине высокое дерево растет, значит, и укрыться зверюге негде. Дело опять же под весну было, снег глубокий, вертолету никак не сесть, ну да дело привычное — завалить серого с воздуха.
     А волчара, недоброе почуяв, опрометью к одинокому дереву кинулся. Подлетает вертолет с одной стороны, открывают охотники пальбу, а находчивый хищник уже с другой стороны дерева затаился. Как ни пробовали зверя достать, все он защищен стволом. Кстати, этому приему защиты от вертолетов в десанте обучают — там тоже те еще волчары служат. Вот я и гадаю, может, тот волк школу ВДВ прошел?! Шутка, конечно, но, если серьезно, звери эти необыкновенно легко приспосабливаются, чтобы выжить в любых условиях.

«Страшно, аж жуть!..»

     И все же человек боится волка совсем не так, как других хищных зверей. Страх этот особый, мистический, зародился он в давние годы и не только в лесной России. До сих пор живы во многих странах легенды о волках-оборотнях: в Германии это Wehrwolf, во Франции — Loup-garou, в России — волколаки или волкодлаки.
     Про волков-оборотней и поныне еще рассказывают в лесных местах Удмуртии, а уж лет сто тому назад вам в любой деревне могли показать колдуна или ведьму, способных самим превратиться или превратить других в волка, собаку, кошку или куст, а то и в неведомое страшилище. Способ прост: надо найти в лесу подходящий пень, воткнуть в него нож, перекувыркнуться через него и рыскай себе по белу свету серым волком. А захочешь человеком стать, перекувыркнись через пень с обратной стороны. Вот только беда будет, коль кто-нибудь нож твой унесет — до смерти волком бегать придется.
     В лесной Вятской губернии, в том числе и удмуртских уездах, бытовало множество легенд про оборотней. Засвидетельствовал это в XIX веке русский бытописатель и этнограф, автор множества книг о народной жизни С.В. Максимов: «Из Вятской губернии (Сарапульского уезда): «Раньше, в старые годы, были такие колдуны, что целые свадьбы могли оборачивать в волков. Едет свадьба под венец, или из-под венца — и всю свадьбу сделают волками; навсегда так и бегают».

«Себя как в зеркале я вижу…»

     Что ж, для наших мест, где издавна всякого зверья было навалом, ничего удивительного в этих легендах нет. Лесную дичь и шкуры животных в то время запросто можно было купить на сельских ярмарках. Поручик Коведяев, посланный в конце 1840-х годов Генштабом в Вятскую губернию собирать данные для «Военно-статистического обозрения Российской империи», зафиксировал не только быт и нравы населения удмуртских уездов: «Цены на звериные шкуры и птиц весьма умеренные, а именно: медведь стоит около 10 рублей серебром, волк — 2, куница — 2…»
     Фольклор многих народов наделяет животных человеческими качествами. Особенно заметно это на примере удмуртских сказок. Во многих из них героем является ненасытный, но глупый волк. Между прочим, имена многих животных, считавшихся прежде тотемами, до сих пор бытуют как личные имена: Гондыр — медведь, Кион — волк, Койык — лось… Подобное можно заметить и на примере русских, и не только, фамилий: Волков, Вольф, Вульф и т.д. Кстати, у Пушкина одно из стихотворений начинается с обращения к другу: «Здравствуй, Вульф, приятель мой…» Вообще, волчьей теме у всех народов посвящено огромное количество примет, поверий, легенд, загадок, сказок. Это и немудрено, коль человек и волк еще на заре цивилизации увидели друг в друге врага. С тех пор так и живут рядом: боится, ненавидит этого зверя человек, а тянет его разгадать эту мистическую загадку, которую он сам и придумал когда-то.

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz