web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Затерянный мир предков

Игра в дурака

     Давно в обиходе у нас ярлыки
     По фунту за грошик за медный.
     И умным кричат:
     «Дураки! Дураки!»
     А вот дураки незаметны.
                         Булат Окуджава

     Давно привык российский человек, что две беды в стране нашей — дураки и дороги. И коль с последними нам хронически не везет, то уж зато дураков в России всегда было с избытком. Высокое начальство издавна обзаводилось для смеха своим дураком — до сих пор сохранились в памяти народной исторические анекдоты про царских шутов, отличавшихся язвительным языком и зачастую не жалевших и своих покровителей.
     За то и любит народ дураков, что правду-матку они всегда готовы высказать. Загляните в русский фольклор: Емеля-дурак волшебную щуку уже ухватил, Иван-дурак царскую корону примеряет да свадьбу с царевной играть собирается.
     Удмурты также не одну сказку и легенду посвятили простодушным, на первый взгляд, глуповатым людям. Вот старший брат Петыр говорит младшему Ивану: «Без головы-то ногам туго приходится». А ведь именно младший одолеет затем все беды, напавшие на родной край. И Абыш-простачок умудрился ухватить удачу за длинные ноги непростого журавля, а заодно проучил старших братьев. И Алдар-дурак умудрился надуть шайтана.
     Да кто же простого человека в простоте упрекнет, коль и сам хозяин неба Инмар и то как-то опростоволосился. Сотворил он из двух каменных гор двух великанов-алангасаров. Думал Инмар, что разные люди от них пойдут, будут украшать землю. Вдохнул он в алангасаров жизнь, а разумом-то и забыл их одарить. Спохватился, да поздно: отправился великаний род странствовать по земле без разума. А вот Вукузе в творение своих рук — вумуртов — толику разума догадался вложить, остальное же развеял по ветру. С тех пор и набирается человек разума по крупицам. Алангасары же так и сгинули — трудно жить, коль ты огромного росту и невероятной силы, а в голове у тебя пусто.
     А дураки на земле, конечно, с тех пор не перевелись. Дураков ведь не пашут, не сеют, они сами растут. Да и Бог с ними, коль матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеница — по выбору.
     И все-таки дурень дурню рознь, как гласит поговорка. Одно из значений слова «дурак» — юродивый, блаженный. Ох сколько их было на святой Руси! Тот же Василий Блаженный совершал дурацкие, с обычной точки зрения, поступки, а как его еще при жизни чтили и прислушивались к его словам.
     Некоторые из юродивых впоследствии были канонизированы православной церковью, многих похоронили на церковных кладбищах или в храмах. Английский посол Джайлс Флетчер, автор сочинения «О государстве русском», отметил в 1588 году: «… Русский народ особо чтит блаженных (юродивых), и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных». Побывавший в XVI веке и в наших вятских краях немецкий дипломат барон Зигмунд фон Герберштейн писал о юродивых: «Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».
     Юродивый оказался так же необходим для русской православной церкви, как и Иван-дурак для русской (и не только) сказки. Именно эти герои зачастую уравновешивали моральные весы российской действительности, помогали отделить добро от зла.
     Наверное, в каждом городе, в каждом крупном селе и были, и есть подобные люди. Они всегда открыты миру, добры, не жадны, готовы отдать последнюю рубашку. Я до сих пор помню блаженного Мишу, который, выпросив у меня купюру на церковной лестнице, побежал радостно относить денежку на восстанавливаемый храм. Такие люди обычно и обитают возле церкви. Кстати, возле нашего Троицкого собора до начала 1970-х годов была могила блаженного Павла, которую власти предписали ликвидировать. Так что безобидные дураки, шуты, юродивые даже в мертвом, даже в сказочном виде так или иначе всегда были опасны для власть имущих. Они ведь по простоте душевной говорили, что думали, а к слову их весьма прислушивался народ.

Голосом беса

     Ах, как воет, как бьется — кликуша!
     Коли можешь — пойди и спаси!
     А тебе-то что? Полно, не слушай…
     Обойдемся и так, без Руси.
                         Владимир Набоков

     Болезнь эта, именуемая в народе кликушеством, не одну жизнь сломала. Кликуша или крикуша — припадочная, бесноватая, одержимая нечистым духом женщина. Мужчины этому почти не были подвержены. Народ считал, что именно бес, вселившийся в человека, заставляет его кликать-выкрикивать имя того, кто навел порчу.
     Порчу же навести можно было запросто: поднести в виде пищи или питья, подложить под порог или на дорогу заговоренный предмет. Иногда достаточно взгляда или удара по плечу. В нашей Вятской губернии беса, вошедшего в кликушу, не относили к разряду злостных, считали его больше шутом, а отождествляли его предки наши обычно с кикиморой. В России XIX-XX вв. кликушеству могли быть подвержены люди всех возрастов начиная с 12 лет.
     Испорченные женщины обычно кричат голосами разных животных, пророчествуют, плетут несуразицу. Припадки эти особенно усиливаются при богослужении в церкви, они сопровождаются резкими движениями, а то и падением или обмороком. Особенно кликуши боятся креста, святой воды, ладана, звона церковного колокола.
     В былые времена слову кликуш абсолютно верили, горе было тому, на кого укажут они, будто этот человек на них навел порчу. Дело зачастую заканчивалось судом, а то и просто самосудом. Но уже с Петра I власти попытались кликушество искоренить: было официально заявлено, что порчи не существует, а обвиняющие кого-либо в напускании порчи отправлялись в смирительный дом. Среди кликуш и вправду к этому времени появилось много симулянток и притворщиц, не от хорошей жизни, конечно.
     Для того чтобы проверить, истинная ли это кликуша, прибегали к действию святой воды и ладана — настоящая кликуша обязательно закричит. Тут-то и начиналось доморощенное лечение, которое иногда заканчивалось весьма печально. Считалось, что помощь врачей в данном случае абсолютно недейственна, ведь даже не каждый священник обладал даром изгнания бесов.
     Кликушам приписывали ясновидение, способность пророчествовать, указывать потерянные вещи. Так считали в Вятской и в соседней Пермской губерниях. Север и северо-восток России, в том числе и наши края, были богаты на кликуш. У нас к ним относились ласково, даже считали мученицами.
     Несмотря на суровые указы правительства, бесноватых кликуш привечали в храмах и монастырях. Во время церковных служб их обычно удерживало несколько человек, а к причастию подводили насильно, после яростного сопротивления. Зато уж подобные картины усмирения беса, сидящего в человеке, производили на богомольную толпу сильное впечатление.
     В двадцатом веке кликушество становится редким явлением, формы его более мягкие, но тем не менее совсем оно не исчезает. Вот что несколько лет назад рассказал священнослужитель из села, находящегося неподалеку от Ижевска: «А одна женщина, одержимая бесами, не могла подойти к иконам. Она одно время ходила к экстрасенсам, там бесовство в нее и вселилось. Я исповедовал ее, заставил помолиться перед иконой и запретил ходить к экстрасенсам — нечистая там сила».
     Кое-где в России, в том числе и в Прикамье, икота считалась разновидностью кликушества. Икотой называли и человека, больного икотой, и того, кто напустил икоту. Известны в наших краях случаи, когда за обвинение в напускании икоты обвиняемого пытали и заключали в тюрьму. Особенно много описано икотников в соседней Пермской области. Страждущие икотой наиболее тяжело переживали чтение Евангелия и церковные песнопения, при этом испускали пронзительные крики.
     Икотки, икотницы, как и кликуши, также могли предсказывать будущее, к ним часто ходили ворожить на близкого человека, на пропажу. «Когда у меня в войну от мужика писем долго не было, ходила к икотке. Она мне сказала, что он живой, и верно ведь».
     На Каме считали, что знахари могут вылечить икоту. Недолеченная икота уже не говорит, а только ухает. После лечения больная будто бы родит какую-нибудь мерзкую мелкую тварь. Это и есть икота, которую с молитвой бросают в огонь. В печи она кричит на разные голоса, а в это время необходимо перекрестить заслонку. Знающие люди говорят, что если икоту не сжечь, а только закопать, то она непременно выберется из земли и снова вселится в кого-нибудь.
     Двадцать первый век на дворе, а мы до сих пор не можем понять многое из того, что касается веры нашей. Впрочем, я и сам не уверен, а стоит ли это понимать умом, когда надо просто верить в многое из того, что наработал духовный опыт наших дедов и прадедов.

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz