web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Из глубины веков

     Творя мифы, легенды и предания, древний человек прежде всего обратился к окружающему его миру. Любое поселение, река, озеро или овраг необходимо было как-то обозначить в сознании людей, отличить их от других. Неудивительно, что вслед за мифами о богах, о сотворении ими суши и первых живых существ появились легенды, напрямую связанные с географией. Не тогда ли и возникла топонимика — наука, изучающая названия географических пунктов?!

Гуд бай, Америка!..

     Легенды о возникновении географических названий иногда бывают мудреными, а порой просты до примитива. Примеров масса.
     Один из районов города Ижевска издавна назывался Колтомой. Помня о том, что при возникновении здешнего оружейного завода на Иже появилась масса иноземцев-мастеров, неотягощенное интеллектом чье-то рабочее сознание выдвинуло простейшую версию появления этого топонима. Дескать, служил при заводе иностранный, скорее всего, американский инженер по имени Том. Он и вбил в землю первый кол при освоении этой рабочей окраины. Вот и получилось — кол Тома, то есть Колтома.
     Каждый раз, слушая и читая об этом, я поневоле улыбаюсь. Что же это строил на северной окраине заводского поселка бедный инженер Том, когда в начале двадцатого века в Колтоме и было-то всего пять скромных деревенских улочек, кирпичный заводик да лесопилка? К появлению их особых инженерных талантов вроде и не прилагалось.
     Да и где же тогда было взять столько иноземцев на другие населенные пункты, в которых до сих пор есть районы под названием Колтома, например, в увинских деревнях Киби-Жикья и Пачегурт, в староверческой деревне Смольники, что в Дебесском районе?
     Увы, не инженеру Тому обязана ижевская Колтома своим возникновением.. Скорее всего, название этого овеянного лихой славой района связано с удмуртской рыболовной снастью калтон — особым типом вентеря или морды. Об этом говорит и близкое расположение Колтомы к Ижевскому пруду, соответственно, и рыбная ловля здесь в почете была. Встречается в северо-западных говорах и слово «калтан», обозначающее мелкий плавучий лед или шугу. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что Колтома заимствована из тюркских языков, другие же отстаивают русское происхождение, связывая со словом «околоток», то есть предместье города. Как бы то ни было, но уж никакому заграничному инженеру мы не обязаны одним из самобытных названий ижевского района.

По простоте душевной

     Забыв о том, что многие географические названия уходят корнями в древность, человек по простоте душевной зачастую давал им свое объяснение, немало не заботясь об исторической правде. До сих пор кое-где поговаривают, что река Чепца названа так потому, будто, переезжая ее, императрица Екатерина чепец потеряла. В Поломе у нее соответственно поломалась карета. И тут уж никак не докажешь, что императрица сия в данной местности никогда в жизни не бывала.
     Неподалеку от Ижевска находится деревня Пирогово. Чего тут гадать?! Существует легенда, что названа она так по фамилии знаменитого хирурга Пирогова, проезжавшего здесь. Исходя из этой логики, сколько ж деревень, через которые когда-то проезжал этот врач, должны носить его имя!
     Впрочем, есть и другая версия возникновения названия Пирогово. Зачастую удмурты переселялись на новые места — от властей, от налогов, от звериного и рыбного оскудения. Вот и отправилась однажды группа удмуртов поискать лучшей земли. Расположились отдохнуть в хорошем месте, из пестерей еду достали. Глядь, а у всех пироги. Посмеялись над этим да и надумали от добра добра не искать, основали деревню на этом месте. Вот по тем пирогам и нарекли ее Пирогово, а речку Пироговкой.
     Хороша речка Пироговка, с детства она мне знакома. Хоть и неширока, но и тут вполне можно встретить глубокие омуты и просторные плесы. А уж черемухи и клубничных пригорков возле нее — вдоволь. Но наука редко использует эмоции, потому ученые связывают название деревни с удмуртским словом «перо», то есть ил. Деревня-то меж двух гор стоит, вот по весне да после дождей течет в речку наносный слой.

От воды и леса

     С водой и лесом, с рыбной ловлей и охотой связаны названия многих человеческих поселений. Ува — у реки Ва, Вавож — в устье реки Ва, Сюмси — топкое место, болото. Название города Сарапула по традиции связывают с рыбой сарапуль (желтая рыба), то есть стерлядь. Гольяны соответственно прозвали по рыбе Гольян.
     В глухих прикамских и причепецких лесах вдоволь было всякого зверья, вот и промышляли местные жители охотой. Приходилось мне месяцами жить в заброшенной деревне Посекчумо, от которой один полуразвалившийся дом всего и остался. Местное предание говорит, что деревенька эта началась еще в XVIII веке от некрещенного удмурта Посегова, ну, а чум — охотничий шалаш, лесная избушка. На другом же берегу Чепцы на горе привольно раскинулась деревня Тольён, возникшая в том же веке. Название ее означает «зимовище», где можно в мороз переночевать в охотничьей избушке, обсушиться в непогоду, приготовить на очаге немудреную пищу.
     У Чепцы же находится Балезино. Местное предание гласит, что когда поселились здесь люди, неподалеку было логово рыси (по-удмуртски «балян»). «Часто в этом глухом починке пахло рысью». На удмуртском языке это звучит — «балян зын» (цитата из Г. Касимова). Между прочим, местные жители до сих пор часто говорят не Балезино, а Балязин.
     Многие названия деревень легенды связывают с птицами. Давным-давно на месте села Юськи находилось большое озеро, куда каждую весну прилетали водоплавающие птицы. Много было здесь гусей и уток, а более всего лебедей. Озеро постепенно высохло, а птицы все равно прилетали. Понравились людям эти места, и основали они здесь новую деревню, дав ей имя Юськи (юсь по-удмуртски — лебедь). Не мудрствуя лукаво, по подобному же принципу новопоселенцы назвали и деревню Сизёво в том же Завьяловском районе. Чего уж там гадать, как только осмотрелись на новом месте, стали о названии деревни думать, а тут дятел на дереве застучал — по нему и назвали.

Основатели

     Немалое количество легенд о возникновении того или иного населенного пункта связано с конкретными людьми. В давние времена воевали из-за земель марийский и удмуртский народы. Славные богатыри у них были, но более всего прославились Бурсин, Бигра и Селта. В мирное время они правили как князьях, судили в спорах, а во время сражений вели воинов в бой. Батыр Селта не только отвагой и доблестью отличался, запросто способен он был превратиться в медведя или ястреба. По одной из легенд именно его имя дано было впоследствии новому поселению.
     Отмечено в топонимических легендах и тюркское влияние. Одна из них рассказывает о возникновении села Шаркан. Давным-давно проезжал по этим местам хан Шарухан. С ним и связано название современного районного центра на востоке Удмуртии. Поскольку в удмуртском языке не было звука «х», то местные жители произносили его имя как «Шарукан», а там и до Шаркана недалеко.
     Да вот только многие краеведы сомневаются, с чего бы это хану лично разъезжать по глухим чащобам. Мог бы ведь по надобности и мурзу какого-нибудь послать, а то и простого воина. Потому, наверное, и возникла вторая легенда, связывающая название села с татарским словом «шалкан», то есть река. Да и документы утверждают, что в местах здешних находились «пчелиные угодья по ключам и репища по лесам». «Очевидно, на одном из таких репищ и вырос починок Шаркан» (цитата из И.Е. Веселых). Минуло с тех пор более трехсот лет.
     Еще в XIII веке после татаро-монгольского нашествия на Булгарское царство часть булгар ушла на удмуртские земли и поселилась на берегу Чепцы-реки. Но настал конец и Казанскому ханству во времена Ивана Грозного. Один из потомков древних булгар Касим Газаев со своей дружиной участвовал в том походе, за что и пожалован был грозным царем землями по Чепце. «Все потомки Касима при Петре I переселились в жалованные земли из поселка Карино…» С тех пор в тех краях много Касимовых. Тюркское влияние просматривается и в названиях многих деревень: Кестым, Ахмади, Падера и т.д.

По имени Завьяла

     Издавна стали появляться на удмуртской земле и русские переселенцы. Один такой пришел однажды на реку Позимь. Звали его Завьялом. В то время в здешних непроходимых лесах скрывались два вотяка-язычника Кайван и Ондра. Напросился Завьял жить с ними, клятву друг другу дали, что не будут враждовать. Стали жить-поживать.
     Бродил однажды Завьял по берегу Позими и вдруг увидел на том берегу женщину, одетую в удмуртскую одежду. Тут друзья появились. Ни лодки, ни плота нет, да смекалка на что?! Кое-как при помощи веревки переправили женщину на свой берег. Ну, а дальше как быть? Мужиков трое, а женщина одна. Вот и стала она женой всех троих, стали звать ее кышнокенак, то есть жена-сноха.
     Овотячился совсем Завьял, веру языческую принял. А все среди былых друзей нет миру из-за женщины. Поначалу Кайван переселился на другой берег Позими, а споры все не прекращаются. Только не пошла женщина с Кайваном. Задумал он отомстить Завьялу — сделал фальшивый мост с перепиленными поперечинами. Увидел Завьял переправу: «Видно, Кайван сделал мост, в гости ждет».
     Рассказал он об этом Ондре, а тот засомневался: «Уж не худое ли друг бывший задумал?!» Поехал Завьял на другой берег мириться с Кайваном, а каряя лошадь никак не хочет на мост идти. Пришлось ему на пегую пересесть. Пегая лошадь в удмуртских легендах не одного героя погубила, а Завьял, к счастью, за доску успел ухватиться.
     Отправился к кайвану Ондра. Попировали они изрядно, благо кумышки вдоволь было, и решили вдвоем навестить Завьяла. Помирились друзья, отметили это и решили расселиться неподалеку друг от друга.
     От Завьяла и пошло селение Завьялово, когда стали прибиваться к нему новые поселенцы. Да вот только горд и заносчив оказался Завьял, с презрением посматривал на своих однопоселенцев. Хоть и назвали его батыром, а долго вытерпеть не смогли. Решили его наконец погубить. Собрались однажды завьяловцы в шалаше для жертвоприношения, выпили кумышки, тут ярость наружу и вылилась. Задушили Завьяла мигом. А чтобы не рождалось больше у русских подобных батыров, начали проклинать его, обливая внутренностями убитого ветки вереска и орешника, приговаривая: «Когда из вереска и орешника будут делать ульи для пчел, тогда у русских пусть родятся богатыри, как Завьял». «Вот с той поры у русских и нет батыров (богатырей)», — говорят вотяки (Г.Е. Верещагин). Так и пропал основатель Завьялова из-за своей заносчивости и гордости. А имя его до сих пор живо в названии села, живут в нем, кстати, люди разных национальностей.

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz