web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

На чужой каравай…

     Слаб и самовлюблен человек. Зачастую не прочь он обдурить ближнего своего. Ну а простоватые люди во все времена были. Заглянешь в русский или удмуртский фольклор и диву даешься: вот Иван Хитрован при помощи простейших уловок отнимает бычков у крестьянина — вроде как ничейное подбирает; вот Алдар Иван водит за нос соседа-богача Зио. Что уж тут о людях говорить, когда и в сказках о животных есть свои простофили-филины, скармливающие хитрой лисе собственных птенцов. Боком выходит доверчивость, простота-то — она ведь хуже воровства. Да только опять же просто так ничего не сходит с рук. И Иван Хитрован каторгой закончил, и хитрая лиса наказана. Как бы то ни было, лохотрон — он ведь не бесконечен, бедный лох, пусть только в моральном плане, но обязательно выходит победителем. Ну а по части материального… Что ж, не все в мире копейкой измеряется — спокойная совесть и чистая душа пока все еще что-то да значат в нашей жизни.

Проклятие эксэя

     Дело давнее, в то время в краях здешних русских людей почти и не было. Пройдут с мечом, огнем и разорением по Каме и Вятке ватаги лихих новгородских ушкуйников, купец с вооруженной охраной за мехами заедет — вот и все, пожалуй. Да только нравились богатые зверем и рыбой удмуртские земли другим народам — булгарам, черемисам, русским…
     Не шибко привечали удмурты чужаков, пытавшихся селиться на их территории. Не раз, не два, не сто вспыхивали ссоры и перебранки, затевались драки и перестрелки из луков, а то и целые сражения случались.
     В обычной же жизни были удмурты старательны и трудолюбивы, отличались покорностью своим князьям-эксэям, исправно платили им дань. Вот и затеяли пришлые хитрецы поначалу рассорить удмуртский народ со своими правителями.
     Строг был эксэй рода Узя, что обитал на севере Удмуртии. Жил он на горе, окруженной множеством речек и труднопроходимыми болотами. Он сам и его батыры были необыкновенно высокого роста и удивительной силы. При сборе дани бывал князь и жесток по отношению к своему народу. Но не только храбрым воином-предводителем считался эксэй. Обладал он и чудесным даром предвидения и волхвования. И никак нельзя было лишить князя жизни, кроме как утопив его в воде.
     А народ постепенно беднел от княжеских поборов, росло недовольство жестокостью князя и его батыров. Так и упали семена раздора на хорошо подготовленную почву. Раззадорили пришлые русские удмуртов рода Узя рассказами о невероятных богатствах, хранившихся в подземелье княжеского жилища. Разгорелись завидущие глаза у многих, шепоток к шепотку, вот и решили удмурты овладеть крепостью-каром на высокой горе. Да ведь непрост был эксэй, колдовской дар подсказал ему о затевавшемся бунте. Наложил он зарок на все свои богатства, хранившиеся в подземельях, чтобы никто не смог ими попользоваться.
     А ночью подступили удмурты к крепости-кару, подожгли жилища. Долго бились батыры с бунтовщиками, да все до единого полегли. Схватили эксэя, потащили к ближайшей болотине, чтобы утопить своего правителя. Тогда-то и предсказал удмуртский князь удмуртам, что и пятидесяти лет не пройдет, как придет на эти земли другой народ, покорит их и расселится в этом краю.
     Кто теперь разберет — так ли, не так ли все было. А только вскоре потянулись на Каму и Вятку, Валу и Чепцу русские переселенцы. Бежали они в эти края поначалу от татарской неволи, затем от царских поборов и рекрутчины, от патриарха Никона и царя-антихриста Петра I. Сперва подселялись к удмуртским деревням, смиренно прося принять их в деревенский мир. Много нового, интересного и полезного дали они удмуртам, но и удмурты немалому их научили. Немало было, конечно, и столкновений. Да и как иначе, коль за одним новопоселенцем хитростью да нахрапом селились в удмуртских деревнях и другие пришлые. Оглянется удмурт, а уж его деревня более чем наполовину обрусела. Бывало, с места снимались аборигены здешнего края и отправлялись переселяться на новые места. Сгладило время все противоречия, давно уж бок о бок живут и удмурты, и русские, и татары, и марийцы… Вроде и земли всем хватает, и рек, и лесов, а легенды до сих пор рассказывают о былых временах. Вот и эту легенду записал еще в девятнадцатом веке инспектор народных училищ Глазовского уезда Н.Г. Первухин.

Тени из прошлого

     Не удалось удмуртам рода Узя попользоваться богатствами своего князя-эксэя. Да уж давно так водится, что осторожный человек накладывает на припрятанное сокровище заклятие или зарок. А уж если он еще и обладает сверхъестественными способностями, то и клад этот почти невозможно найти. Ну а коль повезет кому, долго будет он кровавыми слезами умываться от свалившихся на него бед и несчастий. Особенно касается это тех сокровищ, на которых есть кровь невинно убитых людей. Таковы разбойничьи клады. Не случайно же среди знающих людей распространено мнение, что без опаски к ним может подступиться лишь четвертое поколение припрятавшего клад разбойника-душегуба.
     Древние удмуртские городища и могильники также представляют немалую опасность для дилетанта-кладоискателя. Если уж и нынче, когда немало древних знаний утеряно, удмуртов называют колдовским народом, то в древние времена его сверхъестественные способности развиты были необычайно.
     Затеет иной смельчак-кладоискатель раскапывать старое городище в поисках сокровищ, тут-то и начнется невероятное: замелькают кругом тени древних удмуртов, заслышатся стоны, голоса, лай собак. Это прошлое о себе напоминает.
     Издавна на удмуртской земле рассказывают предания о батыре-предводителе Ядыгаре. Как и водится в местных легендах, погиб он из-за пегой лошади да недогадливой жены. В иных рассказах Ядыгара и царем величают. Еще в девятнадцатом веке известному российскому археологу А.А. Спицыну рассказывали о Ядыгаровом городище. Оставил предводитель удмуртов огромное количество золота и серебра, закопав его в яму. Давно уж нет крепости-кара там, где обитал когда-то удмуртский батыр, а сокровища все притягивали к себе желающих быстро разбогатеть. Вот и отправился один смельчак добывать клад Ядыгара. Осмотрелся он на древнем городище, понравилось ему какое-то место, знать, уж очень подходящим показалось для клада. Начал он копать. Тут и напал на него невероятный страх. Ему уж бежать отсюда хочется, да жадность, видать, обуяла — а ну как вот-вот и появится из земли заветное злато-серебро. Поднял он глаза от ямы, а перед ним маячит человек, одетый во все белое. «Свят, свят!..» — заблажил парень и кинулся бежать вон с раскопа, даже лопаты не прихватив. С тех пор и обходил стороной Ядыгарово городище, да и другие кладоискатели не копали там. Заклятие, говорят, лежит на кладе Ядыгара.

На постоялом дворе

     С запада на восток по Удмуртии протянулась знаменитая государева дорога — Сибирский тракт. 217 километров его проходят по территории нашей республики через Сюмси, Селты, Игру, Дебесы. В Дебесах южная ветка тракта, идущая из Москвы, соединяется с северной — от Петербурга. Тракт этот не только был крупной транспортной магистралью, связавшей Россию и Сибирь. Немало людей кормилось от этой дороги: кто-то занимался извозом, кто-то выгодно торговал, открывал постоялые дворы для господ проезжающих или крестьян, едущих на базары, а кто-то и разбойным делом промышлял. Бывало, умудрялись и сочетать торговлю с грабежом.
     В Сюмсинском районе до сих пор рассказывают предание про одного разбогатевшего крестьянина, что жил в деревеньке у самого Сибирского тракта. Звали его Захар Иванович Чучалин, жил он еще в позапрошлом веке. Завел Захар Иванович постоялый двор, предлагал господам проезжающим стол, постель, баньку. Нахлебается дорожный человек пыли, столбом вьющейся за проезжающими экипажами, или намерзнется в кибитке, где и пошевелиться трудно, а тут тебе и обед, и ночлег. Потекли денежки к Захару Чучалину. Отстроил он огромный дом с комнатами для постояльцев, двор просторный, конюшни обширные.
     Не только чистую публику или крестьян принимал хозяин на постой, не брезговал он и кандальниками-арестантами. Казенная копеечка хоть и скудна, да ведь и каторжнику в дороге на Сибирь много ли надо?! Хлеб да вода, сон вповалку с другими да баня. Вот и поведал один из каторжных доходяг хозяину постоялого двора о зарытом им тайно золоте. Чуял, должно быть, бедолага, что и до Сибири ему уж не дойти, не то что обратно вернуться. Указал каторжный то место хозяину ночлега.
     Наутро этап дальше на восток погнали, а Захар Иванович задумался. Да недолго думал, золото и не такие головы умудрялось вскружить. Собрался Чучалин и поехал то золото добывать по известным ему приметам. Не долго он ездил, быстро нашел место клада, выкопал золотишко и айда на родину.
     Еще больше развернулся Захар Иванович, но не только о своем деле да прибыли думал он. В соседнем селе, говорят, на деньги от клада церковь выстроил. А годики летят себе один за другим. Остановился один раз проезжающий из Сибири у постоялого двора. Тук да тук, принимай, хозяин, дорожного человека, пои-корми гостя. Глянул Захар Иванович и онемел. Стоит перед ним тот самый каторжный, что золото ему указал. Знать, милостива к нему судьба оказалась, смертушка стороной обошла. Добрел горемыка до Сибири дальней, не один год, поди, проклинал себя, что в болезни доверил свою тайну постороннему человеку, не один год мечтал, как заявится на тот постоялый двор и долю свою потребует. Развел руками Захар Иванович, дескать, деньги те в храм по большей части вложены. Ох, взъярился бывший каторжник, не о том он мечтал, не о храме на радость православному люду, а о разгуле да веселье, душу и тело свои хотел потешить после стольких лет каторги. Дорого обошлось то золото крестьянину Захару Ивановичу Чучалину — убил его в сердцах постоялец. Похоронили хозяина постоялого двора у той самой церкви, которую он и построил.
     Гадай теперь, так ли все было, но вот сюмсинский краевед И.М. Рябов в своей книге «Сюмси» цитирует запись из «Журналов постановлений Малмыжского уездного земского собрания» за 1888 год. Сообщается в ней, что «обложение постоялого двора крестьянина деревни Вожектем Вихаревской волости Захара Иванова Чучалина в сумме 24 рубля 82 копейки уездным и 9 рублей 79 копеек земским сбором произведено ошибочно, так как двор этот не существует уже 10 лет, что и подтверждает служащий управы Родыгин». Эх, оплошал Захар Иванович, позабыл, знать, народную мудрость: на чужой каравай рот не разевай.

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz