web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Жаловал царь…

Какие люди были, что ты!..

     Скромная наша Удмуртия уж никак не может пожаловаться на невнимание высшего начальства. Это можно заметить, хотя бы оглянувшись на двадцатый век. В Глазове бывали Ф.Э. Дзержинский и И.В. Сталин, пламенные речи произносили в Ижевске видные большевики товарищ Артем (Ф.А. Сергеев) и М.И. Калинин. Последним из них и самим Лениным подписано постановление о создании Вотской автономной области. Однажды к Гольянской пристани подошел агитационный пароход ВЦИКа, среди его агитаторов были Н.К. Крупская и В.М. Молотов. Трижды Удмуртию в 1930-е годы посещал А.А. Жданов, в военные годы постоянно курировал ижевские заводы Д.Ф. Устинов, заезжал К.Е. Ворошилов. Через Балезино и Глазов проезжал на БАМ генеральный секретарь партии Л.И. Брежнев. И уж совсем недавно в краях наших побывали Б.Н. Ельцин, В.С. Черномырдин, В.В. Путин… Ох, много их тут побывало…

Под царским взглядом

     Впрочем, что это мы все о веке двадцатом! Власть издавна проявляла интерес к нашему краю и людям, живущим в нем. Полистаешь древние документы, акты и грамоты и за голову схватишься — вот она где история-то! Вот древнерусские князья, каждый по-своему, пытаются подмять под себя вятскую землю. Ивану III грозит «царь Казанской Обреим с всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою, и с Костячскою, и с Белаволжскою, и с Вотятскою, и с Башкирскою…». Василий II грамоты шлет в вятские городки, где и вотяков не раз поминает. Дорого обошелся арским удмуртам поход на Казань войска Ивана Грозного и дальнейшие карательные экспедиции, усмиряющие непокорившихся. В конце концов пришлось и арским, и южным удмуртам «государю бити челом», давать присягу. Грозен, но справедлив был царь, подданных своих защищал: «… И от них, каринских татар, и князей и мурз их, отяков велено оберегать накрепко… доходов и выводных куниц с них до его, великого государя, указу имать и обид или отякам и насильства чинить не велено». Заметьте, это все нельзя делать «до его указу», потом будет можно.
     Несладкой была жизнь в Прикамье, вот и слали отчаявшиеся удмуртские и русские крестьяне грамоты царям, моля о заступничестве, — то тишайшему Алексею Михайловичу, то его детям «великим князьям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне»: «… Бьют челом сироты ваши… каринские татары и бессермяне и вотяки чепецкие и верхочепецкие вотяки…» Вот уже Петр Алексеевич и самолично правит страной, все чаще глаза государевы в Прикамье, на Урал, а то и в Сибирь посматривают. Эх, земли-то какие, реки великие, руды знатные, леса с корабельными мачтовыми деревьями! Мудр, но прост и незатейлив был Петр I. Здесь, на Урале, заводы ставить, в удмуртских лесах рубить мачтовые сосны для Адмиралтейства, беглых старообрядцев двойным налогом обложить, чтоб не бегали от государства, для инородцев, в том числе вотяков, ввести рекрутчину. А бежать-то дальше уже и некуда: на Урале слуги демидовские беглых ловят, на Невьянский да Нижнетагильский заводы сгоняют, дальше владения Строгановых — попробуй доберись так просто до вольной Сибири, где уже тоже царевы люди появились.
     При дочери петровской — «веселой Елизабет» — местным крестьянам и вовсе жизни не стало. Земли по Ижу и Вотке пожалованы были императрицей Елизаветой своему любимчику графу П.И. Шувалову. При нем и началось строительство Воткинского и Ижевского заводов. Толков и умен был граф, красиво жил, да недолго после этого прожил. Вроде и богатства вдоволь было, а после смерти одни долги остались. Потому и повелела матушка-государыня Екатерина II «заводы принять Сенату в казенное содержание». Были мы барские, а стали казенные. В память об этом в Ижевском Заводе праздновался Екатеринин день, возрожденный ныне праздник.
     Суд да дело, а время летело. При Павле I впервые заговорили о том, что не худо было бы оружейные заводы завести подале от границ, от столиц, начали, было, и место присматривать, да заговор дворцовый и убийство императора помешали. Лишь при Александре I выстроен был на Иже оружейный завод. С этого времени и начался другой этап ижевской истории. И уж в нем-то высочайшего внимания было более чем вдоволь.

Царствовал в дороге…

     Император Александр I не только царствовал в дороге, но в дороге и умер. Да полно, умер ли он в Таганроге, коль сам Л.Н. Толстой был уверен, что знаменитый сибирский старец Федор Кузьмич и есть бывший император, добровольно отошедший от власти?! К уходу этому, наверное, привели его мысли о смерти отца Павла I, в которой и он косвенно был виновен, и доносы о готовящемся заговоре декабристов, и бесплодные попытки государственного переустройства, и едкие эпиграммы и пасквили, и одиночество в блистающем Петербурге. Нет, нет, лучше снова в дорогу! Зато вряд ли кто из российских государей так знал свою страну.
     И снова стучат копыта, мелькают за окном экипажа города и села империи. Поволжье, Урал, Вятская губерния… Катит, не торопясь, царский поезд по Сибирскому тракту от Перми до Дебес. Здесь развилка государевой дороги: хочешь направо — в Петербург, хочешь прямо — в Москву. Государь же едет в Ижевский Завод. Да и как иначе, коль наряду с Тулой здесь еще один арсенал России.
     Темным октябрьским вечером 1824 года кавалькада из нескольких экипажей въехала в заводской поселок и остановилась у Александро-Невского собора, выстроенного в честь святого, чье имя носит государь. Толпа почтительно расступилась, стихли крики «Ура!», и царь ступил под церковные своды.
     После службы отдых, а на следующий день обязательная программа с принятием хлеба-соли, осмотром завода, лазарета, арсенала, жалованием орденов отличившимся, в том числе и строителю собора, арсенала и других зданий С.Е. Дудину. Три тысячи рублей высочайше пожаловано было мастеровым и нижним чинам из армейских полков. Реликвией для ижевцев стали молоток и новенький ствол, по которому при ковке несколько раз ударил государь.
     И снова в дорогу: Зура, Балезино, Глазов, нескончаемые хлеб-соли, новые ночлеги, толпы народа глазеют — когда-то еще царя увидишь! Долго еще по деревням и городам Вятской губернии, в том числе и в удмуртских уездах, рассказывали как о чуде дивном — проезде российского императора. Это и понятно, ныне от Москвы до Ижевска за час-полтора долететь можно, а 177 лет назад на дорогу недели и месяцы тратились. Да и в крови у народа было, что царь — наместник Бога на земле.
     Очевидцы спустя годы рассказывали о разных дорожных случаях царской поездки, некоторые описаны в «Вятских губернских ведомостях». Зашел как-то государь в простую крестьянскую избу, попросил кваску испить. Видит хозяйка, что барин какой-то перед ней, подала ему ковш квасу с поклоном. Выпил император ядреного да холодного, крякнул и спрашивает деревенскую старуху, не видела ли она царя. Та рукой махнула, дескать, до Бога высоко, до царя далеко, в нашей-то глуши царя увидеть! Тут и вваливается в избу кто-то из царской свиты и бодро рапортует: «Государь, экипажи поданы, можно ехать». Бабка деревенская за голову схватилась, бухнулась в ноги царю, мол, прости, батюшка, не признала. Посмеялся Александр Павлович, поставил на стол опустевший ковш, а рядом положил ассигнацию красненькую — говорят, огромные по тем временам деньги. И снова в дорогу, навстречу своей смерти или перерождению в загадочного и легендарного старца Федора Кузьмича, из легенды в легенду.

Путешествие наследника

     Брат Александра I император Николай Павлович, взошедший на престол после декабрьского мятежа, также немало внимания уделял Ижевскому Заводу. Бывало, вникал и в мелочи, уж вовсе недостойные царского пригляда. За зданием бывшего Военного собрания, затем тоже бывшего Совмина, что на углу улиц Горького и Советской, до сих пор сохранился кусок старинной решетки. Чертежи и планы этого здания, рисунок этой чугунной решетки были утверждены лично Николаем I. Как ни пыталось заводское начальство установить уже имевшуюся в наличии иную решетку, позволено это не было. Воля монарха — что тут сделаешь!
     Сам Николай I не удосужился побывать на Иже, все занят как-то был: то декабристов казнить-миловать надо, то восстание в Польше подавлять, то Пушкина перевоспитывать, то в Крыму воевать… А вот сынок его, будущий Александр II Освободитель, вместе со своим учителем поэтом В.А. Жуковским и прочими сопровождающими лицами здесь побывал в 1837 году. Поездка была затеяна по инициативе Жуковского, дабы цесаревич получше узнал свою страну. Рассказ об этом путешествии впоследствии войдет в сборник «Столетие Вятской губернии. 1780-1880». Маршрут наследника престола заранее был утвержден Николаем I. Из Макарева на Унже свернули на Орлов, Вятку, Слободской, а там и Глазов, откуда до Ижевского Завода не так далеко, затем Воткинский Завод и дальше — уже Пермская губерния.
     На одной из станций августейший путешественник подошел к вотякам, рассматривал их наряды. Заметив, что у некоторых вотячек нет монисто из серебряных монет, поинтересовался причиной этого. Услышав, что причина в бедности, наследник каждой из женщин пожаловал по 10 рублей, сказав: «Разменяйте и нашейте себе, как у всех». Нет, не жадничал будущий царь, исправно во время поездки оделял деньгами и лодочных перевозчиков, и хозяев ночлега, и кучеров…
     Зато уж и встречали августейшего гостя! Прибыв в Глазов 20 мая уже в полночь, кавалькада наследника сразу направилась к квартире, приготовленной в доме известного местного богатея купца Волкова. Еще у крыльца купеческого дома хлеб-соль поднес царю городской голова. Сам хозяин вместе с семейством также поднес Александру Николаевичу хлеб-соль уже в самом доме. В качестве подношения же на заранее приготовленном столе красовались две чепецкие стерляди. Никуда не выходил из дома наследник, отдыхал после дороги и перед дорогой, но пришлось несколько раз выйти на балкон к собравшемуся народу при громких криках «Ура!» Перед отъездом из Глазова Его Высочество подарил купцу Волкову усыпанный камнями перстень и передал 300 рублей для раздачи бедным. Деньгами же были пожалованы военный караул, ординарец и вестовой.
     А дальше Балезинский перевоз, где наследник ходил по берегу и рассматривал народ — татарок и вотячек. В Зуре Его Высочество обедал и пил чай, выложив хозяйке стола 100 рублей. А дальше Ижевский Завод, где уже подготовились к встрече: трубы побелены, заборы починены, улицы подметены. Пребывание цесаревича на Иже мало отличалось от пребывания здесь его высочайшего дядюшки: речи-встречи, хлеб-соль, служба в соборе, осмотр завода, символическая ковка ствола, арсенал, госпиталь… Тысячу рублей пожаловал наследник командиру завода для раздачи по усмотрению и отправился в Воткинский Завод и далее — на Урал. В память о нем остались хранящиеся в украшенной ижевскими мастерами пирамиде два пехотных ружья, сделанных во время посещения завода наследником престола.
     Спустя 27 лет, 8 марта 1861 года, Александр II, только-только подписавший указ об отмене крепостного права, будет присутствовать при испытании новых пушек. Изготовлены они были из знаменитой обуховской стали. Тут же присутствовал сам металлург и механик — скромный подполковник Павел Матвеевич Обухов. Родился он в Воткинске в 1820 году в семье механика-самоучки Матвея Обухова, впоследствии, несмотря на отсутствие образования, ставшего помощником горного начальника почти всех уральских заводов — неслыханная редкость для того времени. Сын же его, закончив Горный корпус, работал на разных уральских заводах, поставив перед собой задачу создать такую сталь, чтобы она могла пойти на стволы ружей и пушек вместо бронзы и чугуна. За новым изобретением следил сам император, и вот он — день испытания. Александр II обернулся к Обухову:
     — Уверен ли ты, что твоя пушка выдержит?
     — Вполне уверен, Ваше Величество!
     — Ну и чем же ты это докажешь?
     — Тем, что если вы позволите, то я сяду на нее верхом и пусть стреляют, сколько вздумается.
     — Вот этого уж не вздумай делать, — улыбнулся государь.
     Та первая русская стальная пушка была отправлена на хранение в Артиллерийский музей, на специальной табличке отмечено, что отлита она из стали Обухова и выдержала более 4000 выстрелов. Впоследствии Павел Матвеевич был управляющим нового завода, который на свои деньги строил Путилов с компаньоном. Этот завод, кстати, до сих пор носит имя уроженца Воткинска — Обуховский. Но когда еще это будет! Пока же пылят экипажи свиты наследника престола в сторону Воткинского Завода. И далеко еще до того дня, когда через удмуртскую землю провезут в Тобольск семью последнего Романова — Николая II.

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz