web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Расти большой!..

     Любит народ наш крайности, нафантазирует в сказках и легендах такого, что потомки только диву даются. С одной стороны, в фольклоре карлики да мальчики с пальчик, с другой — уж непременно великаны ростом повыше леса. Пожалуй, свойственно это всем народам. Кот в сапогах хитростью расправляется именно с великаном, пушкинский Руслан встречается с гигантской богатырской головой.
     Удмуртия, ее фольклор также немалую дань отдали великанской теме. Звали гигантов на нашей земле в разных местах то Алангасарами, то Зэрпалами. У покойного ныне поэта и ученого Даниила Яшина есть стихотворение «След Зэрпала», а первый удмуртский фильм назывался «Тень Алангасара».

Велики творения великого Инмара

     В Граховском районе, неподалеку от деревни Старая Игра, есть насыпной курган под названием Алайпыдтыш — в переводе «ступня Алая». В людской памяти курган этот прочно связан с древними великанами-алангасарами. Предание гласит, будто однажды к ногам алангасара прилипла глина; стряхнул он ее — вот и образовалась немалая гора. О былых великанах напоминает и гора Алангасар в Алнашском районе. Схожие предания, но уже о зэрпалах, рассказывали в центральной Удмуртии.
     Сложно и запутанно происхождение названий удмуртских великанов. Некоторые ученые предполагали и предполагают, что слово «алангасар» связано с названием двух народов — аланы и хазары. Зэрпалов же часто связывают с народом зэр, обитавшим когда-то в древней Пермии. Вполне возможно, что это нынешние зыряне.
     Немало потрудился великий Инмар, чтобы сотворить первых великанов. Да ведь, как известно, первый блин комом — забыл он их разумом наделить. Так и отправились великие творения Инмара в большую жизнь без крупинки ума в голове. По глупости своей немало безобразий они натворили. Только пустая голова ни о чем не думает: сила есть — ума не надо. Поедят, поспят великаны и ну развлекаться, да так, что и самому Инмару надоели: то огромными бревнами перебрасываются, то вумуртов гоняют, то пнут облако, на котором верховное божество отдыхает.
     Идет себе этакий радостный лоботряс высотой повыше деревьев, где ступит ногой — там сразу ложок образуется, где поспать устроится — целая низина. Под ноги себе он и не смотрит — что ему? Лес как трава. Да только однажды глянул вниз великаний сынок, высматривая добычу, и обнаружил на дереве какую-то то ли птичку, то ли букашку. Сунул он добычу в карман и принес показать родителям: «Смотрите, какого дятла я поймал». Загрустил-заплакал отец-великан: «Эх, сынок, не птица это, а человек. Готовил он на дереве борть для диких пчел. Скоро мы с вами исчезнем, а заселят землю вот такие маленькие люди».
     Собрались великаны в другие края, подале от привычной сторонки. Долго они шли, где ступят ногой — там ложок появится, где глину с обувки стряхнут — гора. Добравшись до дальних северных стран, замерзли великаны и стали огромными скалами. До сих пор, говорят, они там стоят. Легенду эту впервые записал известный поэт и ученый Кузебай Герд.
     Впрочем, есть и другая концовка у старой легенды. Ее использовала в своей книге литературовед Н.П. Кралина. Изгнали однажды алангасары своего молодого соплеменника-недоростка, оказавшегося более сообразительным и разумным, чем прочие великаны. От него по предсказанию Инмара и пошел человеческий род, что вскоре заменит на земле племя гигантского роста. В панике бежали алангасары после встречи с «дятлом»-человеком и всё плакали. От слез их и образовались реки и озера. Но и в этом варианте легенды суждено было обратиться великанам в горные глыбы Северного Урала.
     О великанах, обитавших на земле когда-то давно, еще до появления людей, рассказывается в фольклоре многих народов. В их существовании были убеждены и русские. Некогда, считали они, землю населяли гиганты-богатыри, в легендах русский народ называл их волотами. От тех времен сохранились высокие курганы, которые считались могилами древних исполинов, первонасельников земли и первопредков тех, кто ныне на ней обитает. Много веков подряд за останки былых богатырей, за их кости народ принимал кости ископаемых животных, например мамонтов.

Богатырские забавы

     А время текло себе, не торопясь, не замедляя ход. Давно сгинули-пропали с лица земли великаны — удмуртские алангасары да зэрпалы, русские волоты… Пообтесало ветром и дождями некогда высокие Уральские горы, пониже стали курганы — могилы исполинов. Расплодился и расселился по земле род человеческий, а все слава о великанах продолжала жить в народе. Стали они примером для подражания при сотворении людских кумиров и героев — удмурт-ских батыров, русских богатырей… Помнится, те же сыновья Донды-батыра при расселении на новых местах запросто могли ухватиться рукой за пригорок и вытянуть его кверху до размеров горы. Да и развлечения их чем-то напоминали досуг алангасаров и зэрпалов. Случится, к примеру, спор с соседями — и давай батыры с городища на городище, из крепости в крепость швырять тяжелые бревна или огромные железные гири.
     От дондинских батыров не отставали и другие. Оказавшись в ловушке, устроенной порами-марийцами, Ядыгар спокойно бросал во врагов бревна от разрушенного моста. Могучий Бигра-батыр запросто перестреливался с порами за восемьдесят верст. Шаги другого богатыря — Бурсина — за шесть верст слышны были. Знаменитый герой удмуртского фольклора Эш-Тэрек для изготовления боевого лука, не напрягаясь, выдернул из земли кленовое деревце. А вот с конем большие проблемы у него возникли бы, кабы не водяной хозяин вумурт — ни одна животина не выдерживала на себе батыра. Это ж какого тогда роста, какой силы, какого веса он был!
     Богатыри, известное дело, народ огромного роста, силы невероятной, ручищи у них чуть не до колен, лоб медный… Вот последнее, бывает, их и подводит. То-то и обвел их однажды вокруг пальца деревенский парень не самого большого ума по прозванию Нуши, то есть «дубина». Сюжет этой сказки немного сродни знаменитому повествованию о храбром портняжке. Только нашему герою не пришлось своей хитростью подвиги устраивать. Напугал он богатырей небывалым аппетитом да и вернулся в родную деревню верхом на одном из верзил, загрузив его попутно еще и мешком золота, добытым у богатырей. Видно, и вправду, случается так, что сила есть — ума не надо.

Сам себя не похвалишь…

     Необычайным ростом и силой отличались и многие русские, поселившиеся давным-давно на удмуртских землях. Любопытную легенду еще в девятнадцатом веке привел в своей книге известный исследователь древностей Вятской губернии А.А. Спицын. По дороге от Сарапула в Каракулино прямо на тракте раскинулось старое село Мостовое, когда-то бывший волостной центр Сарапульского уезда. Первообитателями здешних мест, по преданиям, была знаменитая чудь белоглазая (в Удмуртии часто называли их чучки, чукчи, чудаки). Дело известное, новопоселенцам силой пришлось отвоевывать землицу у коренного населения — это уж как везде водится. Немало крови в тех схватках пролилось. «Отличались в борьбе особенно два брата поселенца. Они имели огромный рост и необыкновенную силу, и чудь боялась их сильнее огня. Оба брата при всяком случае ломали чудакам руки и ноги, часто клали в середину заплотов и давили до смерти. Чудь склалась и оставила свои жилища, а два брата, поселившиеся по Бисарихе, оставили своему потомству необыкновенный рост, замечаемый еще и теперь, силу, фамилию Самохваловых».

По образу и подобию (языческий вариант)

     Времечко же все тик да так, поколение за поколением сменяются на земле. Постепенно сгинули в боях или одряхлели легендарные герои-батыры. Все реже у людей стали рождаться чудо-богатыри высочайшего роста и силы необыкновенной.
     Что ж, у каждого времени свои герои — ведь надо же кому-то и землю пахать, белку добывать, в лесу бортничать… Много дел и хлопот у человека на земле. Да ведь только фантазия человеческая не умирает, все норовит приподнять своих героев если уж не до небес, то хоть до самого высокого дерева — и в прямом, и в переносном смыслах.
     Оглянется человек кругом — нет, не видно вокруг таких героев. Природа же заселена необыкновенными — то страшными, то добрыми, то ласковыми, то злобными богами и божками, натворил их человек немало от страха перед лесом, водой, небом… Вот некоторые из них в зависимости от ситуации и стали «подрастать» в глазах удмуртов и русских, живущих в наших краях очень близко к природе.
     Старик Ядыгар, когда-то славный охотник, рассказал еще в девятнадцатом веке известному этнографу и литератору Г.Е. Верещагину о необычайной встрече с великаном. Случилась она во время охоты в месте, называемом Чертов лог (по-удмуртски Шайтан нюк). Сами подумайте, что хорошего может произойти в овраге с таким названием, имеющем к тому же недобрую славу у окрестных жителей. Уже покинув нехорошее место, оглянулись охотники и увидели, что «в логу стоит огромной вышины великан отвратительного вида. Половины туловища его совсем не видно. Если принять в соображение глубину лога примерно в 50 саж. да еще считать от края оврага до головы туловища столько же, то выходит, что вышина великана была около 100 саж.». В сажени, между прочим, 2,13 метра.
     Сами понимаете, домой охотники улепетывали так быстро, как только могли. И не случайно уже возле деревни один из них говорит товарищу: «Я слыхал, что Шайтан и Нюлэсмурт принимают разные виды…»
     Что ж, в Чертовом логу, где, по местным преданиям, устроили логово шайтаны, немудрено их встретить в каком угодно виде. В лесу же удмурты не раз встречали в великанском облике лесных хозяев нюлэсмуртов. То напугает он своим грозным видом человека, вторгшегося в его пределы, а то и к себе в гости на обед пригласить может. Одного деревенского паренька лесной великан этак вот не только накормил-напоил, но и напоследок одарил пестерем с житом. Кое-как дотащил парень этот пестерь до дому, а только открыл дверь, жито возьми да и обернись деньгами.
     Эх, хорошо этак-то дружбу с лесным хозяином завести. Да только шутник он изрядный. Негаданно-нежданно подхватит тебя под мышки да через лес, через реки с озерами унесет в дальнюю местность. Оглянется мужичонко, за голову схватится: «Где это я?!» А лесной великан напоследок еще отчитает за нерадивое отношение к лесу и жертвоприношения потребует. Попробуй откажи лесному великану, коль без леса никак не прожить.
     В Вятской губернии о встречах с великанами рассказывали не только удмурты, но и русские. Называли они его долгой, долгий, а то и долгий дядюшка.

Как встарь…

     Кое-кто, поди, думает, что это все преданья старины глубокой, рассказываемые еще лет этак сто назад. Как бы не так! Множество подобных историй я слышал и в последние годы, например в Дебесском районе. Поезжайте хоть в Варни, хоть в Тольен — где-нибудь да обязательно услышите истории о встречах с великанами, случившихся не так давно.
     Возле старинной деревни Варни, говорят, есть не очень хорошее место. Неуютно себя там человек чувствует, техника постоянно глохнет и уж никак ее потом не заведешь. Пахали раз в том месте трактористы ночью. Уморились, решили вздремнуть часок. Только пристроились передохнуть, как из леса выходит огромного роста, ну прямо вровень с деревьями, старик. Подошел он к трактору, наклонился к кабине и так ласково говорит по-удмуртски ошалевшему водителю: «Сынок, уж ты очень на нехорошем месте остановился, поезжай-ка отсюда!» И чудно, трактор моментально завелся, рванул мужик с недоброго места на предельной скорости.

Далеко от Эллады

     Великаны в виде огромных людей — это все-таки как-то укладывается в местную культуру, фольклор, сознание. Но вот тем же Г.Е. Верещагиным услышан и записан совершенно удивительный рассказ о встрече удмуртского крестьянина, отправившегося разыскивать своих лошадей, с… великаном-кентавром. «Итак, я еду и веду за собой пойманных лошадей… Вдруг стал выходить из леса ко мне огромного роста и страшного вида получеловек, полуконь. Одежда на нем вотская — мужицкая поддевка; опоясан он ремнем шириною вершков пять, а на огромной голове серая шляпа из овечьей шерсти грубой работы. Руки его широки, как лопата, а ноги как есть ноги у лошади».
     Великан-кентавр ласково разговаривает с крестьянином, учит ухаживать за лошадьми. Вот вам и «страна вечно зеленых помидоров», куда как отдаленная в пространстве и времени от солнечной Эллады. А впрочем, что ж тут удивительного, коли мифы, легенды, предания, сказки — колыбель всех человеческих народов!

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz