web-сайт
            Сергея Жилина
                                                      г. Ижевск
 
  Авторская песня...
  Проекты
  Поэзия
  Архив...

Намек на благодать

     Слаб человек перед лицом природы. Даже и ныне, при современном развитии науки и техники, человечество теряется при наводнениях и землетрясениях, ураганах и цунами, лесных пожарах и нашествиях саранчи. Что уж тут говорить о былых временах, когда от погоды зависело не только благополучие, но и жизнь целых племен и народов. Знать, потому процесс языческого обожествления природы затронул и такие явления как дождь, грозы, ветер, снег… Уже позднее, во времена христианства, функции контроля за природной стихией народ передал от языческих божеств новым христианским святым угодникам. Так, например, власть над небесным огнем-молнией перешла из рук Перуна к библейскому пророку Илье. С тех пор и несется во время гроз его колесница по небу, производя при этом страшный гром, а сам пророк мечет на землю свои грозные стрелы, насмерть поражая злых духов, враждебных человеку. Да и вообще далековато в нашем мире до такого состояния, про которое народ сказал: тишь да гладь да Божья благодать. Пока еще только слабый намек на это.

Боги погоды

     Ни один народ не остался в стороне от обожествления природных явлений. Удмуртия в этом смысле не исключение. Живя очень близко к природе, практически во всем завися от нее, удмурты издавна создали свой «погодный пантеон». Вот и взывали жрецы два раза в году — весной и летом — в своем капище: «Молимся тебе, Инву, приносим жертву за всех… Пошли дожди на землю… Покрывай поля росою». Что ж, бог дождя Инву после хорошей жертвы всегда был благорасположен к человеку.
     Старались язычники-удмурты умилостивить и другие божества. Весной и летом приносились жертвы Гудыри-мумы — богине или матери громов. У нее просили, чтобы не было летом сильных и опасных гроз, грозовых туч. С просьбой о живительном тепле для растений и людей обращались к Шунды-мумы — богине или матери солнца. Кое-где почитали бога полдня — Инвожо. Считалось, что от него также зависимы громы, молнии и тучи. Хозяин лесов Нюлэсмурт, или Нюлэснюня (лесной батюшка), а то и Быдзымнюня (Великий отец) управляет по совместительству и ветрами. Когда удмурт, проходя по лесу, встречал кучей поваленные смерчем или ураганом деревья, он точно знал, что именно здесь и пролегла дорога лесного бога. Однако постепенно и языческие боги увлеклись «узкой специализацией», потому и появился позднее Толпери-дух ветра или смерча.
     Будучи постоянно зависимы от погоды, местные жители веками и тысячелетиями обращали внимание на различные приметы и достигли необыкновенного совершенства в предсказании погоды. И совсем даже не случайно этнограф В.С. Кошурников еще в девятнадцатом веке отмечал, что вотяк «по различным приметам своим, которые он берет с полета птиц, с крика животных, с лесу и воды, заранее угадывает, какова будет погода будущей весной, летом — тепла или холодна, суха или сыра… Выручают вотские приметы и русского крестьянина, пользуются ими и судовщики, и лесопромышленники для своих выгод и говорят спасибо». Вот бы у кого поучиться нашей метеорологической службе.

Ветер, ветер, ты могуч…

     Издавна повелось, что человек различные природные явления отождествлял прежде всего с самим собой, наделял их людскими свойствами и качествами. Что уж тут про прежние времена говорить, коль в современной песне поется о том, что «туман поссорился с дождем». Подобные ссоры в легендах и сказках происходят, наверное, не одну сотню лет.
     Жили по соседству дождь и ветер. У каждого свои заботы и дела, потому и делить им нечего было. Да только встретились они как-то и ну друг перед другом похваляться своей мощью. Каждому хочется хоть немного посильнее другого быть. Рассорились ветер и дождь, принялись силой меряться, мощь свою показывать. Дождь которые сутки льет, не переставая, ветру грозит:
     — Всю землю изрою, ровного места на ней не оставлю!
     А ветер дует изо всех сил, ураганом над землей несется, с завыванием кричит дождю:
     — Зато я соберу всю землю в огромные груды!
     Долго спорили дождь с ветром. Один землю в груды собирает, другой водяными потоками изрывает эти груды, и от них появляются овраги и долы. Вот от той самой ссоры ветра и дождя, убеждены были прежде удмурты, и образовались на земной поверхности горы и низменности.
     Ветру, ураганам, смерчам в народной мифологии всегда уделялось особое внимание. Считалось, что болезни, эпидемии могли переноситься ветром, отсюда и появилось слово «поветрие». Ветром в недобрых целях пользовались колдуны и ведьмы, напуская порчу и болезни. Вихрь же народ прямо отождествлял с нечистой силой. Как удмуртский нюлэсмурт, так и русский леший мог вызывать ветры и вихри. В нашей Вятской губернии называли ветреником дух, врывающийся зимой в избу с клубами пара. С ветром связано огромное количество погодных примет и у русских, и у удмуртов. У многих народов в сказках и легендах среди главных героев — ветер, вспомните хоть удмуртскую сказку «Два лодыря», где ветер проучил лежебок — мужа и жену.
     Отождествляя ветер с человеком, удмурты были убеждены, что он и внешне похож на последнего, имеет и руки, и ноги. Любопытное поверье услышал в девятнадцатом веке Г.Е. Верещагин. Жил да был на земле мизгирь, плел себе потихоньку паутину — много ее наплел. Вот, для того чтобы этой паутиной мизгирь не заслонил солнце и его свет, Бог и дал ветер, чтобы он разметал, разорвал паутину. Ветер же подчинился Нюлэсмурту, задул так сильно, что леса на земле валиться начали. Разгневался Бог на Нюлэсмурта, заковал его в цепи, заключил за решетку. Куда бы ни отправился лесной хозяин, все перед ним решетка, которая сдерживает силу ветра. А иначе бы и на земле жить нельзя было, коли бы ветер постоянно дул в полную силу. Не случайно же в своих рассказах русские крестьяне Вятской губернии, бывало, сопоставляли ветер и смерть.
     Повстречались однажды ветер и смерть да и разговорились между собой:
     — Эх, если бы выпустил меня Бог на волю, — молвил ветер, — я бы все горы на земле раздул.
     — Эх, если бы мне дана была воля, — вздохнула смерть, — уж я бы людей, как траву, косила.
     Да ведь, как известно, никто в своей воле не живет, все в руке Божьей: и человек, и ветер, и даже смерть.

Ветхий зовет Завет…

     Ничего не доказали друг другу в своем споре ветер с дождем, а вот бед на земле натворили немало — и сообща, и порознь. Христианизация удмуртов принесла и в их фольклор библейские мотивы. Любопытны легенды о сотворении первого человека Адями (Адама), ангелов, об Осипе (Иосифе Прекрасном), о царе Соломоне… В какой-то степени даже умилительно, как детская душа недавнего язычника еще наивно воспринимает сложные христианские образы. В легендах этих на языческого Инмара зачастую накладываются черты Спасителя. Такова в удмуртском пересказе девятнадцатого века и легенда о Ное.
     За великие прегрешения осудил Бог людей на истребление потопом. День за днем шел сильнейший дождь, реки вышли из берегов. Из всех людей только Ною в своем ковчеге позволил Бог спастись. Когда вода стала прибывать, Ной позвал в корабль свою жену. Замешкалась, однако, женщина со сборами, да так, что Ной из терпения вышел и гневно воскликнул: «Иди скорее, проклятая!» Заторопилась его жена на корабль, а с нею вместе и дьявол в ковчег проскочил — Ной-то ведь звал проклятого!
     Быстро низины заполнились водой, вот уже и горы скрылись под нею, погибли на земле и люди, и животные. Долго уже плавает ковчег с семейством Ноя и всякой животиной, которой по паре позволено было праведнику с собой взять. А дьявол все думу думает, как бы ему Ноев ковчег погубить. Наконец придумал он войти в мышь и прогрызть в дне корабля дыру, чтобы ковчег заполнила вода и все погибли. Сказано — сделано. Вошел он в мышь, нашел укромный уголок и грызет потихоньку пол. Да только увидел его за этим занятием грозный лев, фыркнул он громко — глядь, а из его ноздри выскочила кошка, которой прежде в ковчеге не было. Кинулась кошка к мышке и тут же съела ее. От той кошки из ковчега Ноя и ведут свой род современные охотницы на мышей. Поэтому и считали вотяки, будто язык кошки нечист, что съела она мышь, в которую нечистый вошел.
     А Ной долго еще плавал, до тех пор пока дождь не прекратился и не начала вода спадать. Тут-то и послал он ворона на юг искать землю. Не послушался ворон Ноя, улетел в западную сторону и не вернулся. Тогда послан был на восток голубь, который вскоре и принес в клюве землю. И уж совсем не удивительно, что с тех пор Ной возненавидел ворона и полюбил голубя. За то свое послушание живет голубь около амбаров и домов, питается зерном и хлебными крошками, а ворон обречен жить в стороне от людей и питаться мертвечиной.

Небесные стрелы

     Не раз, не два в удмуртских деревнях и селах слышал я страшные истории о грозах, когда молния ударяла то в работающих в поле людей, то в пастуха, то в случайного путника. Жизнь крестьянина протекает на фоне природы, потому и опасается он небесного огня. Когда потрясают окрестности громовые раскаты и молния уходит в землю совсем неподалеку от тебя, поневоле даже самый закоснелый атеист начнет креститься и бормотать про себя: «Свят, свят, свят!..» И какая разница, кто там наверху гневается: Гудыри-мумы, Перун или Илья-пророк, коль охватывает человека во время грозы панический страх.
     Приходилось мне наблюдать и шаровую молнию, и удары в деревья и крыши молнии обычной, и обугленные от небесного огня деревья. Чувство беззащитности испытываешь при этом, не зря же народ говорит, что от Божьего гнева и милости (в том числе и от грозы) не уйдешь.
     Никогда не забуду, как через лес, через поле торопились мы с приятелем от Чепцы к своему единственному оставшемуся от всей деревни дому. Казалось бы, надежная защита. Навстречу же нам тоже торопливо двигалась гроза, молнии уже били вокруг нас, вот-вот и хлынет ливень. «Уф, — вздохнули мы облегченно, захлопывая за собой дверь, — успели!» Свет из предосторожности включать не стали, от греха подальше и пробки вывернули — уж очень гроза сильная была. А за окном непогода бушует, такое ощущение, будто вокруг нашего дома целая армия бесов собралась и Илья-пророк их методично уничтожает, посылая громовые стрелы все ближе и ближе к нам. Сидим, молчим, курим, за окно косимся напряженно. И вдруг между мною и приятелем, прямо над столом из цоколя электролампочки вертикальная огненная змейка пронеслась — шестидесятиваттная лампочка полыхнула небывалой да и невозможной для нее яркостью. Как мы подпрыгнули от испуга! И тут же обратно присели — тоже от испуга, потому как раздался невероятной силы громовой грохот прямо над нашими головами. Вот тебе и вывернутые пробки! Гроза пронеслась быстро, только из-за леса еще отдаленно погромыхивало, а мы все с испугом на лампочку смотрели. Самое занятное — когда ввернули пробки, она по-прежнему светила на свои 60 ватт. До сих пор для меня загадка, как она выдержала тот мощнейший электрический разряд молнии.
     Одно из самых сильных моих послегрозовых впечатлений — огромная сосна с опаленной небесным огнем верхушкой. Увидел я ее в поле неподалеку от дороги между Малой Пургой и Норьей. Такие деревья удмурты называют громовыми. Поверье утверждает, что если в основание какого-нибудь здания положить такое дерево, то его обитателям не страшна будет никакая чародейная сила колдуна или ведьмы. И хоть последние имеют определенную силу над погодой, то есть могут прогнать тучи или, наоборот, вызвать дождь, грозу, ветер, бурю, с деревом, к которому прикоснулась другая сила — божественная, — им никогда не справиться.
     Удмуртия всегда считалась богатой на грозы. Потому и рассказывают о них здесь много, немало существует примет и поверий, с ними связанных. Так, убитого молнией удмурты старались похоронить на месте его смерти. Многие русские считали погибших от молнии святыми, так как они приняли смерть в войне божественной силы с нечистой. Зажженный во время грозы дом воспринимался народом как Божье наказание.
     Особенно опасны были грозы прежде, когда не было громоотводов. В 1939 году местная газета сообщила об одном странном случае. Июль тогда выдался громовым, вот и опять на Ижевск накатили тучи. В это время шло заседание народного суда Ждановского (впоследствии Ленинского) района. Во время разразившейся грозы в раскрытое окно зала судебных заседаний ударила молния, в результате чего четырех человек пришлось отправить в больницу. Всего же во время той июльской грозы 1939 года пострадало десять человек, один из них был убит.
     Страшны и сегодня факты и цифры «грозовых потерь». Лето 2000 года также было богато на грозы, но особенно злой по последствиям была гроза 13 июля в Глазовском районе. У деревни Пышкец во время полевых работ разрядом молнии убило четырех человек, в том числе двух девочек 11-ти и 15-ти лет. В этом же месяце в Юкаменском районе разрядом молнии был убит пастух одного из сельхозпредприятий. И это еще далеко не все.
     Мы с каждым годом становимся жестче по отношению к природе, вот она и мстит нам. Грозы с тяжелыми последствиями, ураганы, смерчи, небывалые паводки, тайфуны, землетрясения — наверное, в какой-то степени человечество это и заслужило.

Сайты друзей:

Сайт Льва Роднова

Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор)

на главную
гостевая книга
zhilin-izhevsk@narod.ru
Hosted by uCoz