- Запись на студии Льва Роднова «Русская легенда», весна 2002
- Ферапонтово, лето 2003
- Осень в Одессе, лето 2003
- Фонограмма видеозаписи «Прощание с Харбином», 2004
- Домашняя запись у Алексея Краснопёрова (г. Ижевск), 2006
- Концерт в усадьбе художников Сведомских, 25 сентября 2006
- Фонограмма фильма-концерта «На семи холмах…», Студия «Кадр», 2007
- «Я вспоминаю паруса...», Студия «Русская легенда»
- «Песни белой зимы» (о гражданской войне). К 90-летию Ижевско-Воткинского восстания, 2008 г.
Проекты
Поэзия
|
Было бы болото...
Напридумывал российский человек всякой чертовщины — сам же боится, трясется от страха, а всё плетет странную и страшную словесную вязь. Больше всего в стране нашей любили рассказывать про чертей. Насколько значима была эта тема, говорит обилие синонимов слова «черт»: бес, нечисть, нежить, лукавый, змий, неладный, соблазнитель, недобрик, нелегкая, не наш, шайтан — это всё о нем.
Любопытный герой
Что уж говорить о простом народе, коль и классики наши частенько описывали нечистую силу или пользовались ее образами. Гоголевский кузнец Вакула путешествует на черте в Петербург, Пушкин видит бесов в разыгравшейся метели (стихотворение «Бесы»), его Балда одолевает в споре черта, герои Загоскина в «Вечере на Хопре» рассказывают страшные истории. Блок назвал свое стихотворение «Болотные чертенятки», Цветаева — «Черт», Майков — «Два беса». Многие, наверное, вспомнили романы Достоевского «Бесы» и Сологуба «Мелкий бес». Образ черта использовали в своих песнях Галич и Высоцкий.
Удмуртские сказки и легенды также не обошлись без столь любопытного героя, правда, величают его обычно шайтаном — словом тюркского происхождения. Побаиваясь черта, удмуртский крестьянин тем не менее в рассказываемых историях обычно одерживает победу над нечистой силой. Одна из легенд так и называется «Как человек шайтана перехитрил». Натворил Вукузе всяких жутких страшилищ, а жить-то человеку как-то надо. Вот он хоть в сказках да легендах посмеивается над ними, ну а в реальной жизни обычно поступает по поговорке: «Бога зови, а черта не гневи». Именно черт для нас олицетворяет все злое и страшное в мире. Не случайно же народ подметил: было бы болото, а черти напрыгают.
Портрет нечистого
Собственно говоря, черт — это общее название для различных нечистых духов. Народ всегда был уверен, что черти с бесами — бывшие ангелы, сброшенные с неба вместе с Сатаной. Легенда утверждает, что они остались жить там, куда и упали. С тех пор и обитают водяные в воде, лешие в лесу, домовые в доме. Именно поэтому вумурты из удмуртских легенд очень напоминают чертей.
Все непонятное, чуждое народ наш привык называть чертовщиной. Европейскую одежду и обычаи русского барства крестьянин никогда не понимал и втихомолку посмеивался над ними. Может, поэтому бесы и черти часто появляются в облике иноземцев. На Урале и в Приуралье были уверены, что черти — барыни в немецких платьях, в шляпках, с зонтиками и офицеры с гитарами. «И у тех, проклятых, вместо ног торчат у кого лошадиные же копыты, у кого звериные лапы, а у одной барыни из-под платья и хвост виден, закорючился, словно у собаки».
Каким только не представляли черта! Художники прошлых веков старались изобразить его как можно отвратительнее. Обычно это мохнатое существо с лошадиными копытами, хвостом и рогами. Многие исследователи фольклора убеждены, что рожки на голове черта появились только в XVIII веке. В древних русских рукописях изображения чертей частенько намеренно затерты или запачканы, поскольку читатели не могли спокойно смотреть на эту богомерзкую погань. Впрочем, в зависимости от цели черт способен превратиться в кого и во что угодно. Он мог стать и писаным красавцем, и кошкой, и собакой, и сорокой, а то предстанет перед вами монахом или солдатом.
Среда обитания
Глухие чащобы, гнилые болота, мельницы, глубокие омуты — все они, естественно, заселены чертями. Обожают они собираться в пустых нежилых домах, на чердаках, особенно если в здании этом было убийство или самоубийство. Манят их и перекрестки дорог, где черти любят играть, плясать и драться, поднимая при этом вихрь.
Во многих губерниях России места древних поселений называли чертовыми, или бесовскими городищами. Существовали они и в нашем Вятском крае, например, в Воткинске. Чертово городище в Елабужском уезде исследовал археолог- любитель купец И.В. Шишкин, отец известного русского художника-пейзажиста. Городище это запечатлел и его сын в рисунках.
В рукописи XVIII века описано сказание «О бесе, творящем мечты пред человеки, живущему во граде на Каме-реке». В нем рассказывается о бесовском городище, где было «еще старых Болгар мольбище жертвенное». На этом месте собирались для молений окрестные жители, в том числе черемисы и вотяки. Древнее языческое божество становится в сказании бесом, оно исцеляет, пророчествует, требует жертв, а будучи прогнано Христовой силою, бес улетает огненным змеем на запад.
По одной из легенд с бесами связано и название села Дебесы. Поскольку в XVIII веке преобладали в этих местах язычники, то и населенный пункт православные миссионеры называли «где бесы». Истине, конечно, легенда это соответствует мало, да ведь только легенды не появляются на пустом месте…
Легок на помине
Вятская губерния, в том числе и наши удмуртские уезды, достаточно была заселена всякой нечистью. Бывая по журналистским делам в деревнях, я и сегодня слышу массу историй про чертей, доводивших людей до самоубийства.
— Отец-то мой однажды отправился спать на сеновал, так через несколько минут прибежал обратно, ничего не принес: ни одеяла, ни подушки. Только он прилег, как на перекладине черт уселся, кинул отцу веревку: «Давай вешайся или мы тебя сами повесим!» Там, на сеновале барьерчик был, так отец из лежачего состояния без всякого разбега перемахнул через него, скатился вниз кубарем и бегом в дом».
В Вавожском районе одной женщине приснился повесившийся недавно родственник — молодой, красивый парень. «Что ж ты, Яша, повесился-то?» — «Понимаешь, пришел черт и говорит: «Давай повесимся!» Я перекрестился да и прогнал его. А тут второй черт появился, он меня и соблазнил».
Слышал я и историю об одном молодом человеке, весь вечер твердившем, что жить ему надоело. Друзья, как могли, успокоили парня, напоили и спать уложили. Ночью кто-то будит его. Видит парнишка, что на кровати рядом с ним сидит старичок бородатый, маленький такой, ласковый: «Ты, милый, повеситься хотел? Так пойдем в сарай, там все готово уже». Перепуганный парень чураться начал, креститься. Тут черт, прикинувшийся добреньким дедушкой, сразу исчез.
Монах и черт
Уж так издавна повелось у нечистого: норовит он забраться в любой незакрытый, незакрещенный сосуд. Вот тут-то его и ловить можно. В одной из легенд начала ХХ века спасающийся пустынник закрестил забравшегося в умывальник черта. Много лет прошло, пока ему удалось вырваться на волю. Выпущенный из заточения, черт является в ад: «Так и так, ваше Сатанинское благородие! — рапортует он. — Тридцать лет сидел в темнице в рукомойнике!»
К старцам-пустынникам любит нагрянуть нечистая сила, проверить их крепость. Подобных историй и в нашей Вятской губернии рассказывали много. Повадились черти к одному такому монаху-пустыннику. «Они стучали ночью в дверь и окно его кельи, подымали драницы на крыше и не давали сосредоточиться на молитве». Желая «занять» их или испытать нечистую силу, старец предлагает им построить в одну ночь каменную церковь. Обрадовавшись новому развлечению, нечистые тотчас же принимаются за работу, добывая камень из недр горы, на которой стояла келья. Церковь была почти готова, да пока бесы думали, как водрузить крест, пропел петух. Провалились бесы под землю, а с ними повалилась и чуть-чуть недостроенная церковь.
Волшебное зрение
Российский человек старался даже не упоминать имя черта, а уж, тем более к ночи. В одной из деревень гармонист был хороший. Да ведь не всякому нравится, когда в доме весь день пиликают на гармошке. Вот мать в сердцах и сказала сыну: «Чтоб тебя черти забрали!» Тут в избу входят мужики какие-то: «Мы, де, из соседней деревни, сделай милость, поиграй нам на свадьбе». Парень и рад. Сели в сани, мигом домчали до реки. Тут-то ему и показалось, будто сани под лед проваливаются. А дальше ничего не помнит, сознание потерял.
Очнулся уже, когда приехали. Свадьба гуляет, народ пляшет, парень играет. Только примечает он, что на столе блюдце с какой-то водой стоит, и каждый из гостей время от времени глаза ею протирает. Зачерпнул гармонист потихоньку этой водицы да и мазнул себе по глазу. Бр-р! Один глаз у него гуляющих на свадьбе людей видит, а второй — чертей. Ну а деваться некуда, пришлось играть на чертовой свадьбе.
Черти парня не обманули: и денег выдали, и водки поднесли. Привезли его домой, а он все смазанным глазом чертей видит. И стал тут один чертенок мать его донимать. Хватил парень хвостатого: «Что ж ты, подлец, делаешь?!» Удивился тот: «Как же ты нас видишь? А каким глазом?» — «Вот этим». — «На!» — и выколол чертенок парню глаз.
Да и чего доброго можно ждать от нечисти, коль и существует она только для того, чтобы сбить человека с пути, подтолкнуть его под руку, подстрекнуть к самоубийству, к преступлению. Русские крестьяне были убеждены, будто удавленники, утопленники и опойцы становятся лошадьми или скотом чертей, которые и разъезжают на них. И все-таки бороться с нечистыми можно, в первую очередь крестом и молитвой. А еще смехом, которого вдоволь в нашем фольклоре — нельзя же все время только в страхе жить. |
|
Сайты друзей:
Сайт Льва Роднова
Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор) |