- Запись на студии Льва Роднова «Русская легенда», весна 2002
- Ферапонтово, лето 2003
- Осень в Одессе, лето 2003
- Фонограмма видеозаписи «Прощание с Харбином», 2004
- Домашняя запись у Алексея Краснопёрова (г. Ижевск), 2006
- Концерт в усадьбе художников Сведомских, 25 сентября 2006
- Фонограмма фильма-концерта «На семи холмах…», Студия «Кадр», 2007
- «Я вспоминаю паруса...», Студия «Русская легенда»
- «Песни белой зимы» (о гражданской войне). К 90-летию Ижевско-Воткинского восстания, 2008 г.
Проекты
Поэзия
|
«Легенды Удмуртии»
Это уж как водится! Местные легенды не одно поколение краеведов и журналистов кормят. Мне вообще кажется, что мифы, легенды, предания, несмотря на то, что не всегда соответствуют исторической правде, гораздо более ёмко передают дух времени. Особенно я в этом убедился, во время работы над книгой о городище Иднакар возле Глазова (в соавторстве с М.Г. Ивановой и К.И. Куликовым). Когда читал легенды о Донды, Идне и прочих древних удмуртских богатырях, собранные в 19-м веке инспектором народных училищ Глазовского уезда Н.Г. Первухиным, то вполне убедился в том, что каждый народ вносит свой достойный вклад в общемировую культуру ещё на раннем этапе своего развития и становления. Красавица Эбга – вообще персонаж, достойный шекспировского пера, до сих пор мороз по коже! Даст Бог, после выхода книги «Земля Идны» (до этого не могу) выложу кое-что из «переложений» на современный лад. А пока из того, что под рукой… Проект под названием «Удмуртские легенды воплотила в 2001 году газета «МК в Ижевске». Помимо меня в нём участвовали писатель Анатолий Демьянов и журналист Вячеслав Кисарев – думаю, со временем и их тексты разместить здесь.
Архив статей
|
Беседы при полной луне
«Ни одна история, ни одна культура не обошлись без мифотворчества. Как ни крути, а миф — детство, колыбель человечества. Из искры мифотворчества и попытки объяснить близкое и доступное взгляду и запылал костер народной фантазии. В любой деревне вам порасскажут столько странного и невероятного, что и поневоле поверишь в чудеса. Горазд народ наш «рассейский» сказки да лапти плести, быль с небылью смешивать. А все нет-нет да и уловишь в словесной вязи рокот далеких времен...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 22-29 марта 2001 г.) |
|
Золотая загадка
«В любой деревне, в селе найдется такой человек, что себя не пожалеет, дабы любопытство свое удовлетворить, по миру вдоволь пошататься, посмотреть, где и как люди живут. Не удержит дома таких людей ни хозяйство, ни жена с малыми детьми — да и есть ли все это у них?.. Вот и собралась кучка таких непосед-авантюристов на реке Чепце, чтоб в дальние края отправиться — аж за Уральские горы. Не деньгу зашибить думали странники, не место для жизни получше приискать. Отправились они в сибирские края поглядеть на Золотую Бабу, поклониться ей да милости попросить...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 5-12 апреля 2001 г.) |
|
Лесные встречи
«Уж такое это место — лес, что всякий человек в нем настороже держится. Зверь ли мелькнет меж стволов, птица ли взлетит из-под ног — вздрагивает и обмирает сердце грибника или ягодника. А при встрече с другим человеком не столько в лукошко его смотришь, сколько в глаза — к добру ли? И то, в местах наших лесных про чащобную нечисть страсть сколько рассказывают. Не успеешь отчураться да молитвой от лесного хозяина оборониться, закружит он тебя по своим владениям. И окажется потом, что в трех соснах заплутал...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 12-19 апреля 2001 г.) |
|
С волками жить...
«В мифологическом сознании европейского человека издавна особое место занимает волк. И то, Европа в былые времена была более лесистой, нежели ныне, а уж про наши родные края и говорить не приходится — сплошная таежная глушь. Ну а кто в той глуши бал правил, так это тоже известное дело. Знать, потому уже и в произношении схожи древнерусский «вълкъ», словенский «volk», сербский «вук», английский и немецкий «wolf»...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 19-26 апреля 2001 г.) |
|
Заветная кладовая
«Любит народ наш о тайнах да загадках поговорить. Глядишь, вроде бы и взрослый мужик, а начнет пересказывать какую-нибудь еще от бабушки своей услышанную историю про запрятанный у самой околицы клад, и глаза у него загораются, как у мальчишки Тома Сойера... В каждой деревне, селе, городе вам непременно про найденные здесь клады поведают, а также по-дружески покажут места, где и ныне поживиться есть чем. Дурачок сразу за лопатой бежит, а кто поумнее — поухмыляется да свою парочку историй про заветные места выдаст...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 26 апреля - 3 мая 2001 г.) |
|
Дорога к дому
«Уж так наша жизнь устроена, что либо дома мы находимся, либо в дороге — близкой ли, дальней, — неважно. Слова «дом» и «дорога» и в словаре неподалеку друг от друга находятся. Суеверен народ наш, коль дело касается дома и дороги, да только не все приметы насмешки достойны. Вспомните хоть, как Пушкин уважительно к ним относился, потому и не попал в число заговорщиков-декабристов...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 3-10 мая 2001 г.) |
|
Было бы болото...
«Напридумывал российский человек всякой чертовщины — сам же боится, трясется от страха, а всё плетет странную и страшную словесную вязь. Больше всего в стране нашей любили рассказывать про чертей. Насколько значима была эта тема, говорит обилие синонимов слова «черт»: бес, нечисть, нежить, лукавый, змий, неладный, соблазнитель, недобрик, нелегкая, не наш, шайтан — это всё о нем...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 31 мая - 7 июня 2001 г.) |
|
Ижевское время
«Ижевск, как и любой другой населенный пункт, пронизан легендами и преданиями. Жаль, конечно, что в архитектуре его так мало сохранилось старины. Но, с другой стороны, и городские названия уже являются памятником истории. Имя нашего города, основанного на реке Иж, напоминает о восемнадцатом столетии, когда еще никакие заводы не дымили на этой земле...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 7-14 июня 2001 г.) |
|
Затерянный мир предков
«Давно привык российский человек, что две беды в стране нашей — дураки и дороги. И коль с последними нам хронически не везет, то уж зато дураков в России всегда было с избытком. Высокое начальство издавна обзаводилось для смеха своим дураком — до сих пор сохранились в памяти народной исторические анекдоты про царских шутов, отличавшихся язвительным языком и зачастую не жалевших и своих покровителей...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 14-21 июня 2001 г.) |
|
Над вечным покоем
«Веками и тысячелетиями формировалось особое почтительно-уважительное отношение к смерти, к культу умерших предков. Но, видимо, в двадцатом веке с его войнами, лагерями, новыми видами орудий убийства смерть человеческая перестала вызывать волнение, страх и почтение. Рухнуло и уважение к местам последнего успокоения людей...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 14-21 июня 2001 г.) |
|
Камская вольница
«Эх, Кама — вечная река-странница. Начинаясь в Кезском районе Удмуртии, протекает она по Кировской и Пермской областям. Сделав гигантскую петлю, вобрав в себя множество рек и ручьев, Кама снова возвращается к удмуртской земле, чтобы дальше направить свой путь к Волге...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 12-19 июля 2001 г.) |
|
В тихом омуте
«Взгляните на карту Удмуртии, всю испещренную синими прожилками рек. Достаточно сказать, что именно в нашей республике берут свое начало Кама и Вятка. А ведь есть еще Чепца, Вала, Кильмезь и сотни других рек и речушек с менее громкими именами. Названия многих населенных пунктов Удмуртии так или иначе связаны с водой: Сарапул (в переводе желтая рыба, то есть стерлядь), Гольяны (рыба гольян), Вавож (в устье реки Ва), Ува (у реки Ва), Каракулино (кара-куль — черное озеро), Сюмси (сюм — залив), Якшур (Шур — река), Зуевы Ключи...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 19-26 июля 2001 г.) |
|
Чепецкая старина
«Река Чепца течет и течет долгие столетия, изредка меняя свое направление. От старого русла остаются озера-старицы, постепенно мелеющие и затягивающиеся кустарником. Не все они богаты рыбой и безопасны. Неподалеку от деревни Тольён есть озеро-старица Також. Глубина у него в иных местах такая, что не измеришь. В былые годы и люди здесь безвестно пропадали, и скотина, сколько ни пытались искать — не находили. Знать, потому местные жители поговаривают о втором дне старицы. Встречаются на чепецких старицах и совершенно гиблые места, где никогда не водится рыба, не растет трава...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 26 июля - 2 августа 2001 г.) |
|
Память о Пугачёвщине
«...Два века с лишком минуло с тех пор, как бесславно сгинул Емельян Пугачев, преданный своими соратниками, а споры вокруг этой легендарной личности не утихают. Тут ведь для кого как: для одних он был поначалу царем-батюшкой, а впоследствии предводителем Крестьянской войны, для других — вором и бунтовщиком, разбойником, которому слегка подфартило...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 2-9 августа 2001 г.) |
|
Из глубины веков
«Творя мифы, легенды и предания, древний человек прежде всего обратился к окружающему его миру. Любое поселение, река, озеро или овраг необходимо было как-то обозначить в сознании людей, отличить их от других. Неудивительно, что вслед за мифами о богах, о сотворении ими суши и первых живых существ появились легенды, напрямую связанные с географией...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 23-30 августа 2001 г.) |
|
Рыбка плавает по дну…
«Издревле удмурты жили близко к природе — у реки да у леса. Тут уж, известное дело, трудно не стать охотником или рыбаком. Мир природы все язычники населили добрыми и злыми силами, то оберегающими человека, то нападающими на него. Ну, а возвращаясь в деревню с удачей или без оной, тот же рыбак пытался в меру своего разумения объяснить ситуацию. Вот, сидя на завалинке или крылечке, под трубку-душегрейку да стакан кумышки и рассказывали страшные и загадочные истории...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 30 августа - 6 сентября 2001 г.) |
|
«Соловей, соловей, пташечка!..»
«Житье солдатское — горькое да отчаянное. Левой-правой, сено-солома!.. «Эх, раз-два, горе — не беда! Соловей, соловей, пташечка, канареечка жалобно поет!» Грустны солдатские песни о покинутом доме, о родине, о погибших друзьях-товарищах. Да только в жизни реальной солдату грустить некогда, эка сколько напасти вокруг и за все хорошее постоять надо. Потому и в народе к солдату почтение и уважение. Как же иначе, коль мало кто в России сам не служил или не проводил на службу кого-то из близких...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 6-13 сентября 2001 г.) |
|
После смерти
«Странно все-таки с годами сознавать, что все меньше близких людей остается рядом с тобой на земле, все больше — в дальних, недосягаемых пока пределах. Бывает, едешь или идешь по городу и вдруг видишь знакомое лицо. Улыбаешься, руку приветственно вскидываешь, направляясь к человеку. И только тут понимаешь: ну не тот это, не та… Оказывается, обознался, а твой знакомый или знакомая давно уже лежат в Хохряках или Кенском лесу...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 13-20 сентября 2001 г.) |
|
Человек с ружьём
«Удмурты издревле были прекрасными охотниками, о чем свидетельствовали многие путешественники: «…Охотятся на бобров и горностаев и превосходных белок. А идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров». Строки эти написал арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, побывавший в XII веке в Волжской Булгарии. Поручик Генштаба Коведяев, готовивший в середине девятнадцатого века материалы для «Военно-статистического обозрения Российской империи», также подтверждает, что удмурты не изменили своей страсти: «Стрельба птиц составляет исключительное занятие вотяков и черемис...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 20-27 сентября 2001 г.) |
|
На чужой каравай…
«Слаб и самовлюблен человек. Зачастую не прочь он обдурить ближнего своего. Ну а простоватые люди во все времена были. Заглянешь в русский или удмуртский фольклор и диву даешься: вот Иван Хитрован при помощи простейших уловок отнимает бычков у крестьянина — вроде как ничейное подбирает; вот Алдар Иван водит за нос соседа-богача Зио...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 27 сентября - 4 октября 2001 г.) |
|
Взгляд в небо
«Вроде и на земле человек живет, ковыряет ее, матушку, из-за куска хлеба, а все нет-нет да и посмотрит иногда на небо. Там разные народы поместили своих богов, там порой умудрялись оказаться мифологические и сказочные герои...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 18-25 октября 2001 г.) |
|
Жаловал царь…
«Власть издавна проявляла интерес к нашему краю и людям, живущим в нем. Полистаешь древние документы, акты и грамоты и за голову схватишься — вот она где история-то! Вот древнерусские князья, каждый по-своему, пытаются подмять под себя вятскую землю. Ивану III грозит «царь Казанской Обреим с всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою, и с Костячскою, и с Белаволжскою, и с Вотятскою, и с Башкирскою…». Василий II грамоты шлет в вятские городки, где и вотяков не раз поминает...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 25 октября - 1 ноября 2001 г.) |
|
Божья угодница
«Русские издавна называли пчелу Божьей угодницей — именно она добывает воск для церковных свечей. Удмурты также считали, что пчелу дал Святой Дух, поэтому убивать ее — великий грех. С пчелами в удмуртском и русском фольклоре связаны многие песни, предания, легенды, сказки. Наверное, сразу вспомнили про частую сказочную концовку с непременным медом-пивом. Именно веселому мужику, что «насчет меда ловок», в удмуртской сказке в конце концов удалось радость небывалую познать...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 15-22 ноября 2001 г.) |
|
Расти большой!..
«Любит народ наш крайности, нафантазирует в сказках и легендах такого, что потомки только диву даются. С одной стороны, в фольклоре карлики да мальчики с пальчик, с другой — уж непременно великаны ростом повыше леса. Удмуртия, ее фольклор также немалую дань отдали великанской теме. Звали гигантов на нашей земле в разных местах то Алангасарами, то Зэрпалами...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 22-29 ноября 2001 г.) |
|
Женщины в шинелях
«Уж так исторически сложилось в России, что в лихие времена в бой за родину или идеалы рядом с мужчинами шли и женщины. Окинешь взглядом русскую историю и страшновато делается: в Отечественную войну 1812 года славно воевали Василиса Кожина и наша землячка из Сарапула знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова; сто лет спустя в германской войне отличились Антонина Пальшина из того же Сарапула и сибирячка Мария Бочкарева, впоследствии организатор женских батальонов, в которые вошло множество женщин из нашей Вятской губернии — Сарапула, Воткинска, Ижевска...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 29 ноября - 6 декабря 2001 г.) |
|
Намек на благодать
«Слаб человек перед лицом природы. Даже и ныне, при современном развитии науки и техники, человечество теряется при наводнениях и землетрясениях, ураганах и цунами, лесных пожарах и нашествиях саранчи. Что уж тут говорить о былых временах, когда от погоды зависело не только благополучие, но и жизнь целых племен и народов. Знать, потому процесс языческого обожествления природы затронул и такие явления как дождь, грозы, ветер, снег...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 13-20 декабря 2001 г.) |
|
Бедность не порок…
«Много путей ведет к богатству. Один использует труд и талант, другой — случай да нужных людей, третий не прочь ближнего своего объегорить, а иной ради больших денег и с кистенем на большую дорогу способен выйти. Да ведь не зря же говорят, что деньги не пахнут. Только народ и другое примечает, например, то, что неправедно нажитое богатство не в прок идет...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 20-27 декабря 2001 г.) |
|
Время осмысления
«Хорошо жилось российскому народу в Святки: холодный Рождественский пост закончился, разговеться время пришло, пояса подраспустить. А забав-то сколько! Тут тебе и катание с ледяных гор, издавна именуемых в Ижевске «катушками», и истинно мужская забава — кулачки на льду пруда, и взятие целых снежных городов. А уж для девиц раздолье по части гадания — знай ворожи на суженого своего вплоть до самого Крещения...»
(Газета «Московский комсомолец в Удмуртии», 27 декабря 2001 г. - 3 января 2002 г.) |
|
|
Сайты друзей:
Сайт Льва Роднова
Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор) |