- Запись на студии Льва Роднова «Русская легенда», весна 2002
- Ферапонтово, лето 2003
- Осень в Одессе, лето 2003
- Фонограмма видеозаписи «Прощание с Харбином», 2004
- Домашняя запись у Алексея Краснопёрова (г. Ижевск), 2006
- Концерт в усадьбе художников Сведомских, 25 сентября 2006
- Фонограмма фильма-концерта «На семи холмах…», Студия «Кадр», 2007
- «Я вспоминаю паруса...», Студия «Русская легенда»
- «Песни белой зимы» (о гражданской войне). К 90-летию Ижевско-Воткинского восстания, 2008 г.
Проекты
Поэзия
|
В тихом омуте
Взгляните на карту Удмуртии, всю испещренную синими прожилками рек. Достаточно сказать, что именно в нашей республике берут свое начало Кама и Вятка. А ведь есть еще Чепца, Вала, Кильмезь и сотни других рек и речушек с менее громкими именами. Названия многих населенных пунктов Удмуртии так или иначе связаны с водой: Сарапул (в переводе желтая рыба, то есть стерлядь), Гольяны (рыба гольян), Вавож (в устье реки Ва), Ува (у реки Ва), Каракулино (кара-куль — черное озеро), Сюмси (сюм — залив), Якшур (Шур — река), Зуевы Ключи…
Для удмуртов собственно с воды все в мире и началось, ведь когда-то на белом свете были только небо, вода и солнце. На небе жил главный удмуртский бог Инмар. В воде хозяйствовал бог помладше — Вукузё. Он и достал Инмару земли со дна, чтобы сотворить сушу. Создал Инмар и великанов-алангасаров, и собаку, и человека. Зависть взяла Вукузё, вот и он тоже решил «творчеством» заняться. Так появилась коза. Других животных, птиц и насекомых создал уже Инмар.
Да этим дело не ограничилось. Пакостный ум водяного хозяина подсказал ему сотворить в противовес человеку земли вумурта — человека воды. С тех самых пор и пугает вумурт людей. Это и немудрено, коль создал их Вукузё из коряг.
Много рассказывали удмурты о водяных чудищах. Именно вумурт погубил славного батыра Эш-Тэрека. Заманивали вумурты к себе молодых парней и девушек. Мало этого, бывало, подводная нечисть засматривалась на земных девиц и даже сватов присылала. А как же, если жили вумурты, как и человек, семьями. В Вятской губернии и русские, и удмурты были уверены, что весна для водяных — свадебное время. Ох и веселилась нечисть в половодье, круша плотины прудов, сметая все на своем пути. Кивал головой русский или удмуртский крестьянин, глядя на все разрушения: «Эх, как разгулялись водяные на своей свадьбе, вишь, как свадебный поезд разомчался».
Хитер, коварен вумурт, а все человек его порой перехитрить и обдурить может. Прочтите удмуртские сказки и легенды «Сын рыбака», «Кто сильнее?», «Как вумурт добро искал». Там, как и в русских сказках, человек сообразительнее оказался, вот и пришлось вумурту на своем горбу мешок золота до человеческого дома тащить. Уж чего-чего, а богатства у водяных было вдоволь.
Ох не надо всуе поминать вумурта. А то получится, как в легенде. «Хоть бы вумуртишка какой посватался!» — воскликнул удмурт, обиженный, что никто не сватает его красавицу-дочь. А на следующий день явились сваты-вумурты и увезли девушку на Вятку-реку. Но и русские крестьяне Вятской губернии побаивались возле рек и озер говорить о водяном — утянет под воду, утопит.
Созданные Вукузё из коряги вумурты, конечно, не были писаными красавцами. Да уж если земные девушки нравятся, надобно и о своем виде заботиться. Научились вумурты принимать человеческий облик, стали разъезжать по удмуртским деревням, торговать прибыльно. Вроде человек как человек, а присмотришься — у вумурта левая пола армяка непременно сырая.
Русские крестьяне Вятской губернии считали, что водяной может быть огромной щукой без наросного пера. Способен он показаться и ребенком-недоростком с пестрыми волосами. А иные и вовсе не делали разницы между водяным и чертом — тот ведь тоже воду любит, а уж про то, чтобы пакость человеку сделать, и говорить не надо.
В нашей Вятской губернии распространен был рассказ о портном, попавшем в солдаты. Бежал он с царской службы и укрывался в лесу. Там-то и увидел беглый солдат драку водяных с лешим. Делила нечисть водяная и лесная корову, которую поутру гнала баба со двора в поле, приговаривая при этом: «Леший бы тебя унес! Черти бы разорвали!» Вот и выясняли леший с водяными чертями, кому принадлежит теперь скотина. Черти бросают из озера камнями, а леший вырывает с корнями деревья и швыряет их в воду. Да ведь леший один, а чертей вон сколько. Вот и попросил леший: «Мужичок, скажи мне: «Бог помочь!» Жалко, что ли! Только молвил беглый солдат эти слова, черти тут же попрятались под воду. Леший навырывал деревьев, стал ими озеро зарывать. Так водяные черти все и погибли. А солдата впоследствии леший отблагодарил — приняв облик генерала, отправил его в отставку. Да ведь водяную нечисть так просто не уничтожишь. Как народ говорит: было бы озеро, а черти напрыгают.
Подобный сюжет бытовал и у удмуртов. Нанялся бедняк работником к нюлэсмурту. Дал ему лесной хозяин дубинку и повел на бой с вумуртами. Одолела в тот раз лесная нечисть водяную, чему немало поспособствовал и работник, за что и отблагодарил его нюлэсмурт.
Удмуртские вумурты живут в богатых домах, построенных в глубоких местах. Жены их необыкновенно красивы, имеют пышные волосы, которые и любят расчесывать. В одном из районов на севере Удмуртии сорокалетний мужчина рассказывал мне:
— Пошел как-то отец мой рыбачить. А у реки сидит огромная женщина — вумурт кышно (жена водяного), расчесывает гребнем волосы. «Что, — спрашивает она у отца, — ты уже пришел?» Отец мой снасти все бросил и бегом с реки.
Но и многие русские были убеждены, что водяные живут семьями. Удмуртскую вумурт кышно очень напоминает в русских верованиях водяниха — женщина с длинными распущенными волосами. Чаще всего она сидит на камне и расчесывает свои волосы. Обычно при появлении человека она скрывается под водой, но порой способна и угрожать ему. У водянихи большие отвислые груди, белая, полная, она выходит из воды обычно в полночь.
В некоторых губерниях были уверены, что водяные обитают в подземных дворцах. Вятский же крестьянин был убежден, что жилище водяного — обычный крестьянский дом, но под водой. Впрочем, и в этом, бывало, ему отказывали, полагая, что он попросту живет в омуте реки или в самом глубоком месте озера. Речные омуты, как и лесные овраги, запустелые здания, места убийств и самоубийств издавна считались в народе нечистыми.
Да разве только один водяной проказил под водой и на воде! Кто ж не помнит про русалку, которая «на ветвях сидит»! Почти каждый русский поэт посвятил ей стихи: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Блок, Есенин, Гумилев, Ахматова…
Кое-где русалку путали с водянихой — и та и другая нагими выходили из воды и расчесывали свои волосы. Какими только их не видел в своем воображении русский человек! В Вятской губернии считали, что русалка — нагая женщина, живет она в лесу, побежит, так и на лошади не угонишься. И все-таки народное сознание обычно помещает русалок неподалеку от воды. Становятся ими чаще всего девушки-утопленницы и проклятые. Нередко русалки ведут себя как обычные девушки: водят хороводы, поют песни, плетут венки. Из воды они выходят начиная с Троицы. Существовал в Вятской губернии и особый вид русалок — албаста. Слово это, по-видимому, тюркское. Так называли русалку страшную. От обычной русалки она отличалась только отталкивающим видом.
Но ведь не одна же нечисть скрывается в воде. Удмуртию с легкой руки московского поэта Владимира Семакина стали называть родниковым краем. В Каракулинском районе есть деревня со звучным названием Зуевы Ключи (кстати, самая южная точка Удмуртии находится неподалеку от этой деревни). А деревня и впрямь славится своими ключами. Говорят, вода Гремячего ключа залечивает душевные раны, а вода Святого ключа — раны телесные. Немало подобных случаев зафиксировала человеческая память. На Святом ключе иногда проводятся и церковные службы, даже архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай приезжал сюда. Окрестные жители называют эту воду святой и говорят, что на том месте было когда-то явление Божией Матери. И приезжавшие сюда уфологи отметили, что место это особенное, дающее людям положительный заряд.
Да разве в одном Каракулинском районе есть чудесные ключи и родники! Неподалеку от Кеза есть деревенька, где близко друг от друга расположены три родника. Старики рассказывают, что если из всех взять воду и дать ее больному человеку, то он непременно выздоровеет. Так что, как бы ни старалась нечисть испоганить воду, не получится это. Да и как иначе, если в сознании православного человека хозяин всех земных вод — Николай Чудотворец, один из наиболее почитаемых в России святых. |
|
Сайты друзей:
Сайт Льва Роднова
Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор) |