- Запись на студии Льва Роднова «Русская легенда», весна 2002
- Ферапонтово, лето 2003
- Осень в Одессе, лето 2003
- Фонограмма видеозаписи «Прощание с Харбином», 2004
- Домашняя запись у Алексея Краснопёрова (г. Ижевск), 2006
- Концерт в усадьбе художников Сведомских, 25 сентября 2006
- Фонограмма фильма-концерта «На семи холмах…», Студия «Кадр», 2007
- «Я вспоминаю паруса...», Студия «Русская легенда»
- «Песни белой зимы» (о гражданской войне). К 90-летию Ижевско-Воткинского восстания, 2008 г.
Проекты
Поэзия
|
Чепецкая старина
Река Чепца течет и течет долгие столетия, изредка меняя свое направление. От старого русла остаются озера-старицы, постепенно мелеющие и затягивающиеся кустарником. Не все они богаты рыбой и безопасны. Неподалеку от деревни Тольён есть озеро-старица Також. Глубина у него в иных местах такая, что не измеришь. В былые годы и люди здесь безвестно пропадали, и скотина, сколько ни пытались искать — не находили. Знать, потому местные жители поговаривают о втором дне старицы. Встречаются на чепецких старицах и совершенно гиблые места, где никогда не водится рыба, не растет трава.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
Николай Рубцов
Слово о Чепце
Нынче и в Чепце рыбы помене водится, а когда-то не то было. Еще несколько веков назад не редкой здесь считалась и стерлядь — царская рыба. Среди древних находок археологов есть и позвонок сома, достигавшего полутора центнеров.
Эх, Чепца, Чепца!.. Начинается она в Пермской области, течет через всю северную Удмуртию и уже в Кировской области впадает в Вятку. Разная она на своем протяжении — у Дебес не очень широкая, в Глазове пошире и полноводнее, а уж ближе к устью в некоторых местах расстояние между берегами достигает 150 метров.
Издавна на берегах Чепцы селились люди, об этом говорят древние селища, городища и современные деревни и села, возраст которых достигает нескольких веков. В былые времена река эта не только поила-кормила народ, но и сама работала. Еще А.Н. Радищев в восемнадцатом веке писал, что суда и баржи с хлебом ходили по ней от Глазова до Вятки и далее, вплоть до Астрахани. По Чепце в огромном количестве сплавляли лес вплоть до 60-х годов двадцатого столетия, когда мало что осталось от здешних лесов. Не потому ли и обмелела ныне река?!
А ведь кто только не любовался ее красотами! «Приятное картинное местоположение берегов реки Чепцы обратили на себя высочайшее внимание Государя Наследника, и состоящий в свите Его Высочества Василий Андреевич Жуковский снял с оного очерк». (Сборник «Столетие Вятской губернии, 1780-1880».) Это, между прочим, говорится о будущем императоре-освободителе Александре II. Бывал на чепецких берегах и император-странник Александр I. Да только чепецкая история не с этих легендарных людей начинается, а гораздо ранее.
Чепецкие богатыри
В давние-давние времена поселился на горе Солдырь у Чепцы-реки богатырь по имени Донды. Богатырями выросли и дети его — Идна, Гурья, Весья и Зуй. Отличали их от прочих людей высокий рост и необыкновенная сила. Запросто они могли ухватиться рукой за пригорок и вытянуть его до размеров горы. Постепенно расселились богатыри вдоль Чепцы и ее притоков, выстроили укрепленные городища, стали заниматься кто охотой, кто хлебопашеством, кто торговлей и промыслами.
Бывало, конечно, и до споров с соседями доходило, вот тогда и тешили они душу молодецкую, силушку богатырскую — на соседние городища запросто забрасывали то целые огромные бревна, то тяжеленные железные гири. От тех легендарных богатырских времен и сохранились чепецкие деревни Дондыкар, Весьякар, Гурьякар.
Самым известным из чепецких богатырей (батыров) был, пожалуй, Идна. Именно о нем напоминает городище Иднакар возле Глазова, не один год археологам попадаются здесь интересные находки. Поселился старший сын богатыря Донды на отцовской горе Солдырь. Как любого батыра, мало привлекало его землепашество, зато охотник он был знатный. На многие версты уходил он от своего жилища на быстрых золотых лыжах, ставил силки, бил зверье из лука.
По одной из легенд, захотелось Идне-батыру править всеми окрестными землями и племенами, брать с них дань. Да вот другим батырам не по нраву это пришлось, сговорились они и решили проучить наглеца. Идна-батыр славился своими быстроногими и выносливыми лошадьми, потому и догнать его врагам никак не удавалось. Вот и решили они устроить на гордеца засаду.
Сказано — сделано. Узнали раз враги, по какой дороге батыр поедет, да и подпилили опоры моста через реку. Чуя опасность, ни вороная, ни саврасая лошадь не пошли на мост. Уселся тогда Идна на пегую лошадь, хлестнул ее и помчался через мост. Тут беда и случилась. Падая в реку, успел батыр крикнуть: «Пегая лошадь лишь на безлошадье лошадь!» Не один легендарный удмуртский батыр вынужден был повторить вслед за Идной эту фразу, поскольку именно пегие лошади губили их.
Трудно теперь точно определить, кто же был среди врагов богатыря Идны. Глухие предания утверждают, что погубили его не вотские батыры из соседних племен, а марийцы, с которыми он спорил из-за земель. По другой версии, дожил Идна-батыр до прихода на чепецкие берега русских поселенцев и сражался с ними. Одно из сказаний утверждает, что именно они и убили его. Так страшил их Идна-батыр, что испекли враги на горячих углях сердце его и печень, принесли ветви жимолости и громко прокляли чужеродного героя: «Когда из жимолости будут делать чурки для пчел, тогда у вотяков пусть родятся богатыри». В заключение своих слов съели сердце и печень богатыря, а его самого сожгли. «С тех пор у вотяков не стало богатырей…» (Г.Е. Верещагин).
А Чепца все течет и течет мимо древних городищ и современных деревень, только она и помнит, как все было на самом деле. Темна наша история, как ни прищуривай глаз, трудно разглядеть что-либо в глубине веков. Давно примирились враждовавшие племена и народы, живут бок о бок в Удмуртии. А легенды о прошлом все не умирают.
Молчаливая гора
Сколько славных холмов и гор в долине реки Чепцы! Вершины всегда были особенно любимы и почитаемы древними людьми, в том числе предками нынешних удмуртов. Именно на них строились укрепленные городища-кары. Предания сообщают, что именно там селились богатыри. Вершины также связаны в сознании человека с поклонением богам и умершим предкам.
В Дебесском районе Удмуртии глинистым обрывом нависла над Чепцой знаменитая гора Байгурезь — местная достопримечательность, своего рода символ Дебес. Впрочем, в давние времена называли ее по-другому — Каргурезь, то есть гора с городишем. Да и как было не выстроить здесь укрепления, коль так удобна для обороны эта вершина.
Летели годы, возникали и исчезали поселения, менялись за поколением поколения. Другое имя стало у горы — Бакгурезь, в переводе — Немая гора. Именно тогда, наверное, и возникла легенда о том, что любой немой человек сразу заговорит, коль с полной рюмкой водки в руке достигнет вершины горы по обрывистому склону. Сомневаюсь, что подобное кто-то смог сделать, уж очень крута горочка. Ну а в пятидесятые годы двадцатого века благодаря журналистам у этой горы появилось новое название — Байгурезь. Будет у вас возможность, побывайте на ней. Много видела, много знает гора, да вот только расскажет ли?! А Чепца-река все так же катит под обрывом свои воды, как и века назад, и ястреб кружит на одной с вершиной высоте. Постойте, помолчите на горе Байгурезь, вспомните всех, кто жил и бывал здесь когда-то. Много их было…
На большой дороге
Вдоль Чепцы-реки в восемнадцатом веке протянулась северная ветка Сибирского тракта Петербург — Сибирь. Перед Дебесами пересекает Чепцу его южная ветка Москва — Сибирь. Бывало, орудовали на государевой дороге лихие разбойнички. О некоторых из них до сих пор рассказывают в причепецких деревнях.
Эвон она — деревня Бани. Как стали строить дорогу, разошлись удмурты со здешних земель от дорожной да гужевой повинности, подале от властей. На их месте русские поселились. Вскоре погнали по этапу в Сибирь арестантов. Появился в новой деревне этапный пункт и пара бань — было бы где кандальникам помыться. С этими банями местные жители и связывают название деревни.
Пришлось деревенским и ямщиками поездить, а уж кому, как не им знать на тракте все опасные места. Одно из них было у деревни Корка Яг, как раз между новым руслом Чепцы и озерами-старицами. Не одно ограбление здесь произошло. И не дай Бог сопротивляться ретивым работникам ножа и топора. Вздумал раз усердный ямщик воспротивиться лихим людям, так печально кончил — утопили его вместе с лошадью и тарантасом в Герасим-озере.
Ну а в Тольёне вспомнят про мрачноватый лог под названием Ботё-нюк. Бывало, и в нем шалили беглые, баловали с кистенем на большой дороге.
А то вдруг кто-нибудь из дебесских стариков расскажет легенду или вспомнит песню о знаменитом каторжнике Лонцове. Бог знает, кто он такой, а вот поди ж ты-запомнился многим. Дебесский краевед и журналист П.В. Роготнев слышал от местного жителя такую историю. Однажды Лонцов шел с этапом по деревне Нижняя Пыхта, что в двенадцати километрах от Дебес. Деревенские, как всегда, на улицы вышли поглядеть на несчастных, шанежку-яйцо в руку тайком сунуть, махоркой поделиться. Тут-то Лонцов и закричал: «Ливень идет! Бабы, вода уже до ваших юбок поднялась!» То-то все кинулись — кто в дома, кто на забор. Этап прошел, ан никакого дождя и не было. Немудрено, что при таких гипнотических способностях не раз уходил из-под стражи легендарный каторжник, о чем до сих пор поется в народных песнях:
Звенит звонок насчет поверки -
Лонцов надумал убежать.
Память о Трифоне Вятском
Древние богатыри, городища, ушкуйники, ямщики и разбойники — все это знала Чепца-река. А еще знала она православные святыни и чудотворцев. Есть в Балезинском районе село Каменное Заделье, а в нем монастырь. Место это благословлено преподобным Трифоном Вятским.
Добывали в этих местах камни для мельничных жерновов. В такую вот артель попросился для работы преподобный Трифон. Ни да, ни нет не ответили ему артельщики. И как раз в это время докопались они до огромного камня, который и с места шевельнуть не смогли. Дело к вечеру, пришлось шабашить. Тут преподобный обвел камень чертой: «Завтра с Божьей помощью и добудете его». Кто рассердился, кто рассмеялся, приняв слова будущего святого за похвальбу. Глядь, а на следующее утро камень и впрямь добыт из земли, знай обтесывай его. Обвинили преподобного в колдовстве, грубить и дерзить ему стали рабочие и уж, конечно, в артель свою не взяли. Тогда Трифон запросто скатил огромный камень к Чепце и поплыл по ней вниз по течению, как на легком плоту. Опомнились мужики, стали слезно просить святого вернуться, да поздно было. «Оставайтесь с Богом!» — ответствовал им преподобный.
По-разному рассказывают историю о пребывании Трифона Вятского в Каменном Заделье. Только все сходятся в одном: именно тогда забил здесь ключ, именуемый Свято-Трифоновским. Хороша и вкусна в нем вода, но еще и целебна. Именно она в прошлом исцеляла удмуртов от страшной болезни, свирепствовавшей в наших местах, — трахомы. В 1912 году здесь выстроили храм с престолом Трифона Вятского, а теперь здесь монастырь Покрова Божьей Матери.
Чудеса в решете
Знали на Чепце и других «святых» — впрочем, для кого-то слово это без кавычек. Один из них — Никита Ложкин. История возникновения нового «святого» очень напоминает картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Мальчик Варфоломей впоследствии стал Сергием Радонежским, ну а Никита «чудил» на чепецких берегах. Некоторые его и в то время называли не чудотворцем, а тунеядцем и развратником — этакий удмуртский вариант Распутина. Частенько приходилось Никите скрываться от правосудия, вот и скитался он от одной богомольной женщины к другой. Бывало, сиживал и в тюрьмах.
По рассказам стариков, выходя во время войны из Глазовской тюрьмы, он спросил арестантов: «Хотите, завтра принесу вам два пуда шанег?» И ведь принес. Заметьте, это в голодные военные годы. Тут его и снова посадили.
Рассказы о чудесах Никиты все больше напоминают предания о православных святых. То он на камне по реке плавает, как Трифон Вятский, то, сняв штаны, пускает струю в сторону горящей мельницы, совсем как Василий Блаженный, и пожар сразу стихает.
И все-таки, видимо, была какая-то сила духа в этом человеке, коль столько лет столько людей его за святого почитали. Под старость же, когда силы у Никиты убывать стали, поселился он в примаках-пыртосах у одной из своих почитательниц в деревне Лесагурт. Там он и умер в конце 1950-х, завещав похоронить себя на глубине трех метров. А могила его на кладбище села Тортым Кезского района долго еще была местом паломничества богомольных удмуртских бабок. Пролетели годы, мало кто остался в живых из военного поколения, так что позабыли «святого» Никиту. Помнят о нем историки-краеведы да река Чепца, по которой он будто бы плавал на каменных жерновах. Впрочем, река эта помнит и многое другое. |
|
Сайты друзей:
Сайт Льва Роднова
Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор) |