- Запись на студии Льва Роднова «Русская легенда», весна 2002
- Ферапонтово, лето 2003
- Осень в Одессе, лето 2003
- Фонограмма видеозаписи «Прощание с Харбином», 2004
- Домашняя запись у Алексея Краснопёрова (г. Ижевск), 2006
- Концерт в усадьбе художников Сведомских, 25 сентября 2006
- Фонограмма фильма-концерта «На семи холмах…», Студия «Кадр», 2007
- «Я вспоминаю паруса...», Студия «Русская легенда»
- «Песни белой зимы» (о гражданской войне). К 90-летию Ижевско-Воткинского восстания, 2008 г.
Проекты
Поэзия
|
Взгляд в небо
Во глубине колодца
звезда теперь не тонет
средь бела дня. Но вы не
ушли от нас в зенит,
хоть снег вас не коснется
и ветер вас не тронет,
и жребий вас не вынет,
и тьма вас не затмит.
Александр Величанский
Взгляд из сказки
Вроде и на земле человек живет, ковыряет ее, матушку, из-за куска хлеба, а все нет-нет да и посмотрит иногда на небо. Там разные народы поместили своих богов, там порой умудрялись оказаться мифологические и сказочные герои. Помнится, в русской народной сказке про семь Симеонов — семь работничков рассказывалось не только об удальцах-мореходах, стрелках да пахарях. Среди ее героев и мастер, способный сковать железный столб от земли до неба, другой Симеон запросто мог взлететь на него — во все стороны посмотреть, где что делается увидеть, третий умудрялся звезды пересчитать, ни одной не потерять. Грустно закончилась любовь к небу у знаменитого сибирского ансамбля «Семь Симеонов», не удался у них захват авиалайнера. Да ведь любовь эта никак не сводится к угону самолетов.
Небесные образы отразились и в удмуртском фольклоре. Это и немудрено, коль, рассказывали удмурты, было небо когда-то близко-близко от них. Да осквернили люди его, вот небо и поднялось высоко над землею. А все в сказках ослепительной красоты птицу зорькой зовут, и отправляется Петыр за дочерью хозяина мира на волшебном ковре-самолете, и ловкий шутник Лопшо Педунь учит жадного купца, как замедлить ход солнца по небу.
Взгляд из поэзии
А уж как в поэзию заглянешь, сразу ясно, что стихотворцам без неба, солнца, луны и звезд никак не обойтись! «Ее глаза на звезды не похожи…», «Среди миров в мерцании светил…», «А во лбу звезда горит…», «Сквозь туман кремнистый путь блестит…», «Звезда полей во мгле заледенелой…», «Солнце на небе — день…». Это ж сколько бумаги надо извести, чтобы перечислить хотя бы классиков!
В народной лирической поэзии также без неба не обошлось. Ух, сколько заговоров начинается с постоянного обращения: «Батюшка, месяц молодой, ходишь между небом и землей, меж лесами, меж горами, меж зелеными лугами…» В народе говорят, что в Богоявленскую ночь (18 января) небо отверзается, и всякая молитва, от чистого сердца идущая, будет услышана и исполнена. Кстати, и удмурты верили, что иногда в небе открываются особые ворота и тогда уж точно исполняются все просьбы земных людей. Именно с небес, считал православный люд, низверг в преисподние бездны земли врагов рода человеческого Михаил Архангел, начальник ангельского воинства. С тех пор, рассказывают, и пошли проказить на земле остатки сатанинского воинства в виде леших, водяных, домовых.
И уж, конечно, язычники-удмурты обожествляли и опоэтизировали многие небесные светила и явления. У Шунды-мумы (матери солнца) весной и летом просили тепла для полей, у Гудыри-мумы (матери грома) — чтобы не было града и опасных гроз. Да и сам Инмар, главный в удмуртской языческой системе, почитался именно как бог небес. К нему постоянно и обращался удмурт, моля о благополучии и здоровье: «Остэ, Инмаре!..»
Под родным небом
Будучи великолепными землепашцами, охотниками и рыболовами, удмурты прекрасно ориентировались в приметах, многие из них были связаны именно с небом. И уж пахарь абсолютно точно предсказывал хорошую погоду, коль видел, что вечерняя заря была красной, луна ярка и висит в небе кверху горбом. Увидев, что радуга очень велика, охотник ни за что не отправится в лес — к затяжному ненастью. Удмуртских примет, связанных с небом, еще в девятнадцатом веке было собрано огромное количество этнографами, учителями, священниками. Поневоле поражает в них масса нюансов и оттенков в толковании.
Заглянув в этнографические труды, запросто можно обнаружить поэтичные и звучные удмуртские названия многих светил: Вал вир кизили (Звезда крови коня), Югыт луон кизили (Звезда, когда рассветает), Жок кук кизили (Звезда ножки стола — Большая Медведица). Еще венгерский исследователь Б. Мункачи по поводу последнего названия заметил, что в нем «отразилось стремление показать ее постоянство на небесном своде, как постоянно закреплено в переднем углу местоположение стола в крестьянской избе». (Цитируется по книге В.Е. Владыкина «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов». — Авт.) Но особенно мне нравится общее у многих финно-угорских народов название Млечного пути — Луд зазег лобон сюрес (Дорога диких гусей или уток). Очень остро почувствовал я его, когда осенним вечером возвращался в лодке после рыбалки к одинокому дому, последнему оставшемуся от всей деревни. Млечный путь отражался в темной воде, казалось, лодка двигается прямо по нему и звезды падают прямо за бортом. А наутро на бывшем деревенском пруду опустилась отдохнуть перелетная стая диких гусей, и свинцово-серая осенняя вода сразу изменила свой цвет.
Взгляд на луну
Одно из самых печальных преданий в удмуртском фольклоре — рассказ о девушке на луне. Записывал его еще в девятнадцатом веке венгерский ученый Б. Мункачи, немного иной вариант услышал в Шарканской волости известный этнограф и литератор Г.Е. Верещагин…
Если присмотреться в ясную, тихую погоду к луне, то запросто заметишь на ней темные пятна. Говорят, это видно девушку с коромыслом.
Не задалась у сироты жизнь, похоронила она отца-мать, а жить-то как-то надо. Пришлось в чужие люди идти. Те и рады, поедом едят дармовую работницу, а вскоре и замуж силой выдали в недобрую семью. В новом доме и вовсе слова доброго она не слышала. С утра раннего на работе, от мужа битье да тычки, от свекрови брань да ругань. Так и жила, сама жизни не рада такой.
Осень в трудах да укорах пролетела, зима святки уже принесла, да только сироте вовсе не до праздника, не до забав. Но, видно, все-таки не случайно говорят, что много странного и непонятного бывает в святочные вечера — не зря же их в нашей Вятской губернии страшными вечерами называли.
В один из таких вечеров и послала свекровь свою невестку к проруби за водой. Боится молодая жена идти, темень уж на дворе, а свекровь ее ухватом из избы гонит. Куда бедняжке деваться, от мужа защиты не дождешься. Взяла она коромысло, ведра и отправилась к знакомой проруби. Идет по тропинке и плачет, а тут и луна на небе показалась, путь освещает. Дошла сирота до проруби:
— Нет, уж чем так жить, лучше утопиться! — решила она.
Да только и вода не пожалела ее, не утянуло девушку под лед сильное течение. Взмолилась тогда сирота:
— О, светлая, высокая луна! Даже вода не желает избавить меня от мук. Видишь ли ты мои страдания?!
А с луны уже спускается к ней железная цепь с чашкой. Спустилась чаша прямо у ног девушки, только села она с коромыслом и ведрами, как сразу цепь подниматься стала. Говорят, Бог пожалел сироту и укрыл ее на луне. С тех пор, рассказывают старики, в ясную тихую погоду на луне смутные очертания девичьей фигуры заметны — девушка с коромыслом показывается. Не зря же в святочные вечера много странного и непонятного происходит.
Вокруг светил
Многое в нашей жизни с луной и солнцем связано. И все-таки иногда и им приходится страдать от злой силы. Народ всегда был уверен, что ведьмы могли заколдовать небесные светила, а то и украсть их, хотя бы на время. Случится тогда лунное или солнечное затмение или закроет небо огромна черная туча. Убеждены в этом были и в нашей Вятской губернии. Уж что-что, а заслонить солнце облаками, обратить день в ночь и ночь в день для колдуна или ведьмы — плевое дело.
Удмурты также были уверены, что во время затмений на луну или солнце нападает кровожадный вампир Убир, хочет их пожрать, да светила не поддаются и Бог их защищает. Случаются у народа и иные объяснения. Г.Е. Верещагин еще в девятнадцатом веке записал: «По поводу полного затмения солнца 6 августа 1887 года некоторые вотяки толковали, что куда-нибудь ездил государь и поэтому закатывалось солнце».
А вообще интересные наблюдения за небесными явлениями делали в прошлом многие учителя, священники, врачи, чиновники. Для специалистов их письма, записки, дневники порой настоящий клад. Да вот одна из записей в дневнике провинциального сельского священника Михаила Елабужского, служившего в вавожском Никольском храме: «Есть примета, что в Пасху солнце на восходе «играет». Ныне она оправдалась. Сам я этого не наблюдал, но очевидцы со слезами умиления рассказывают: когда солнце взошло примерно на четверть от земли, кругом его образовался переливающий цветами радуги круг. Продолжалось это с четверть часа. Один из рассказчиков, Иван Никитьевич Черных, говорил: «Приводилось мне в иные годы видать, как солнце в Пасху играет при восходе, но такого чудного явления я еще не видывал. Стало быть, наша Пасха — самая правильная, не как в других верах, где празднуют Пасху не с нами». А одна из слушательниц добавила: «Люди плохо празднуют Пасху, так хоть солнышко радуется ей».
Привожу эти речи и наблюдения для характеристики психологии народной. «И опять в дневнике об очередном «замечательном атмосферном явлении», и опять…
Вокруг этих явлений постоянно возникает и распространяется множество слухов, чудесных историй. В Сарапульском уезде в девятнадцатом веке был зафиксирован любопытный рассказ о земном быке (музъем ош). Живет этот огромный бык глубоко в земле, когда идет — она трясется. Больше всего на свете он боится солнца, чей свет сразу его убивает. И уж коль какой крестьянин находил в земле кости огромных древних животных, непременно считал, что это останки легендарного быка. «Летом 1887 года один крестьянин в Завьяловской волости нашел в береге реки рог допотопного животного весом, как говорят, пуда в три, и рог этот вотяками и русскими выдается за рог земного быка. «Увидел, высунув голову из берега, солнце и издох», — говорят вотяки и русские». (Цитата из Г.Е. Верещагина. — Авт.) Такие вот странные в народном сознании проявляются связи между ярким солнышком и земными толщами.
Зависимость от неба
Зато связь между небесными светилами и людьми чувствуется многими, зафиксирована она в массе поверий, примет и житейских советов. Нынче огородники и садоводы по лунному календарю живут. Так ведь наши предки и прежде на луну поглядывали, старались отсеяться на молодой месяц. А вот деревья в новолуние старались не рубить. На одних полная луна оказывает самое благоприятное влияние, другие со страхом ее ждут, поскольку при полнолунии плохо себя чувствуют.
Ну а сколько мы слышали историй про лунатиков, сами еще в детстве пугали друг друга. Но вот история, записанная 31 марта 1925 года все тем же священником Михаилом Елабужским. Рассказал ему про себя один из прихожан вавожского храма. Ребенком будучи, он очень сильно хворал, вот родители и пообещались сводить его, когда подрастет, к березовскому священнику Николаю. Минуло ему 12 лет, тут с ним беда приключилась — сделался он лунатиком. В 15 лет у парня постоянная бессонница, приступы необъяснимой тоски. «Сядет ночью на лавку и плачет. Чем только его не лечили: заставляли и воду пить из ведра, когда поят лошадей. Наконец отец повел его в Березовку. После молебна перед чудотворным образом Святителя и молитвою за литургиею в Березовском монастыре болезнь как рукою сняло, и больше она не возвращалась».
Боязнь полнолуния, лунатизм — это все как-то еще можно объяснить, перетерпеть, хотя и с трудом. Гораздо страшнее гелиофобия — боязнь солнца. Будучи человеком, мягко говоря, с трудом переносящим солнечный свет, побывал я однажды летом в гостях у известного московского переводчика. Все окна его квартиры были наглухо завешены тяжелыми темными шторами, поверх которых еще висели пледы и одеяла. Начиная с апреля он до октября с трудом выбирался в булочную под самое ее закрытие, когда солнце начинает садиться. Так и живем: любим или не любим мы солнце с луной, а вечно от них зависим, и без них уж точно нам было бы намного хуже.
Через 7000 лет
Не так уж много позволено нам небом: верить в Бога, писать стишки про звезды, двадцать лет как космические корабли запускаем… И все-таки разве это мало?! Человечество напоминает маленького ребенка, только-только осваивающего и изучающего мир вокруг себя. Классический пример в истории Удмуртии: два наших земляка в апреле 1939 года открыли новую комету. Она стала носить их имена: И.В. Ахмарова из села Кестым Балезинского района и воткинца С.Н. Юрлова. Один — сельский учитель физики и математики, другой — метеоролог. Ее период обращения вокруг Солнца почти 7000 лет. Пройдут они, и как напоминание о давно живших людях эта комета снова возникнет на земном небосклоне. Бог знает, что случится за это время с нашей планетой, какие новые государства возникнут, как разовьется наука или, наоборот, что-то из уже открытых знаний человечество утратит. Не исключено, что кто-то заново откроет комету Ахмарова-Юрлова. Я не думаю, что это было бы им обидно — люди ведь постоянно смотрят на небо.
|
|
Сайты друзей:
Сайт Льва Роднова
Усадьба художников Сведомских (Славянский Двор) |